Китай представил первый гибридный локомотив на водородных топливных элементах

Китай представил первый гибридный локомотив на водородных топливных элементах

Китай приступил к производству гибридных железнодорожных локомотивов на водородных топливных элементах. На новых локомотивах установлены дизель-электрические двигатели и водородные силовые установки, которые могут обеспечивать треть энергопотребления машины.

Новый локомотив может развивать скорость до 100 км/ч, тянуть до 8 тыс. тонн полезной нагрузки и работать до 24 часов исключительно за счет водородной силовой установки. Он отличается простотой в обслуживании и пониженной шумностью.

Подробнее о планах Китая по развитию водородного транспорта читайте в материале «Россия-Китай: главное»: «Переход на водород».

Китай обозначил развитие водородного транспорта в качестве одной из существенных мер достижения углеродной нейтральности к 2060 году. Действительно, транспорт на водородных топливных элементах – один из самых чистых в мире: он работает на окислении водорода, давая на выхлопе простую воду. По оценке академика Китайской академии инженерных наук Тань Тяньвэя, сектор водородного транспорта и энергетики очень перспективен. К 2050 году в глобальных масштабах он может создать 30 млн новых рабочих мест, сократить эмиссии углекислого газа на шесть миллиардов тонн и обеспечить до 18% мирового энергопотребления.

Китай – довольно молодой игрок на рынке транспорта на водородных топливных элементах. Вместе с тем, его доля будет стремительно расти, уверены участники состоявшегося в Шанхае Шестого международного форума транспортных средств на водородных топливных элементах. По прогнозам Китайской ассоциации автомобильной инженерии, в КНР к 2035 году будет насчитываться миллион транспортных средств на водородных элементах и порядка пяти тысяч заправок для них. Это составит порядка 20% от общемирового показателя. До сих пор Китай инвестировал около $312,5 млн в разработку соответствующих технологий. По прогнозам China International Capital Corp (CICC), до 2060 года в развитие водородной энергетики и транспорта КНР будет инвестировано еще 3 трлн юаней (порядка $470 млрд).

Вместе с тем, путь к широкому внедрению водородных транспортных средств – неблизкий и полный нерешенных вопросов, отмечают эксперты. Одна из самых насущных проблем – несовершенство и дороговизна технологий промышленного производства водорода. Это тормозит широкое внедрение транспорта на водородных элементах. По оценке советника Госкомитета КНР по делам реформ и развития Фу Гуаньюня, для того, чтобы водородные силовые установки могли конкурировать с двигателями внутреннего сгорания на транспортном рынке, стоимость килограмма «топливного водорода» должна опуститься ниже 40 юаней ($6,25). Сейчас же она составляет 70 юаней (почти $11).

В такой ситуации даже активное государственное субсидирование производства автомобилей на водородных элементах (его размер достигал миллиона юаней за авто) не вело к росту рынка, как это произошло в ситуации с электромобилями. С 2012 по 2020 год объем рынка электромобилей в КНР вырос в 100 раз, только в минувшем году по стране был продан миллион транспортных средств на электрическом ходу. Вместе с тем, сбыт «водородомобилей» в 2020-м рухнул на 57%, составив скромные 1177 единиц, а их общий парк по Китаю еле дотянул до 7 тыс.

В итоге в 2020 году государство китайское отказалось от субсидирования производителей авто на водородном ходу, сменив политику по их внедрению. Центральные власти перенесли акцент на поощрение местных правительств в развитии парка «водородомобилей», сети заправочных станций и снижении стоимости водородного топлива, а главное – в совершенствовании сопутствующих технологий. За успешную работу в этом направлении местным властям пообещали ежегодный «фискальный бонус» в 1,7 млрд юаней ($265 млн). Такие программы поощрения водородного транспорта уже внедрены в столичном субрегионе Пекин-Тяньцзинь-провинция Хэбэй, в Шанхае, в провинциях Гуандун и Хэнань. Наблюдатели пророчат, что новые меры приведут к быстрому скачку численности парка водородного транспорта. Ожидается достижение показателя в 100 тыс. единиц к 2025-му и 1 млн – к 2035-му. Именно к тому моменту, по прогнозам, транспорт на водородных топливных элементах, наконец, станет экономически привлекательным.

Ключевую роль в этом сыграет совершенствование технологий и цепочек производства водородного топлива. Сегодня экономически востребованным является лишь производство «серого водорода» из угля и газа. Этот технологический процесс малоинтересен с точки зрения достижения углеродной нейтральности, ведь при нем происходит заметный выхлоп углекислого газа. Поэтому ставка делается на производство «зеленого водорода», когда его получают путем расщепления воды с использованием «чистой» энергии с ГЭС, солнечных и ветряных электростанций. Сегодня такой процесс экономически невыгоден. В China International Capital Corp отмечают, что технология станет экономически востребованной когда цена на энергию с ветряков и фотовольтажных станций сократится примерно на треть, ведь 70% стоимости «зеленого водорода» составляет именно цена потребляемой в процессе его производства энергии. По прогнозу старшего аналитика CICC Цзэн Тао, цена электричества с ветряков опустится до требуемого уровня к 2030 году, а с солнечных электростанций – к 2040-му. Именно тогда наступит бум зеленого водородного транспорта и энергетики. Энергия водорода будет широко использоваться не только на транспорте, но и в таких отраслях, как металлургия и химическая промышленность. По прогнозам, к 2060 году «зеленый водород» будет обеспечивать до 8% энергопотребления в КНР.

Рубрика: Главные новости
Метки: