«Одна страна, две системы» глазами сянганского ученого

«Одна страна, две системы» глазами сянганского ученого

1 января 1997 года я прибыл в Сянган из США и с тех пор работаю в сфере юридического образования. Я был свидетелем формирования принципа «Одна страна — две системы» воочию. Во время возвращения Сянгана в состав Китая, Коммунистическая партия Китая (КПК) продемонстрировала свою уверенность и решимость реализовать этот принцип, который в декабре 1982 года был записан в Конституцию Китайской Народной Республики. Этот принцип является как важным развитием теории социализма с китайской спецификой, так и новой парадигмой для мирного решения исторических вопросов.

«Одна страна» — основа для «двух систем»

Основополагающая логика : сосуществование «двух систем» возможно только в рамках «одной страны». Однако на практике требуется время, чтобы выработать правильное понимание.

В докладе на Восемнадцатом национальном съезде КПК в ноябре 2012 года говорилось: «Мы должны полностью и добросовестно осуществлять принцип «Одна страна — две системы», согласно которому народ Сянгана управляет Сянганом, Аомэня — Аомэнем, и оба региона пользуются высокой степенью автономии. Мы должны одновременно придерживаться принципа «одного Китая» и уважать различия двух систем, поддерживать власть центрального правительства и обеспечивать высокую степень автономии в специальных административных районах, играть роль материка как верного помощника Сянгана и Аомэнь и повышать их конкурентоспособность. Ни в коем случае нельзя фокусироваться только на одной стороне, игнорируя другую».

Тем не менее, беспорядки 2019 года в Сянгане были цветной революцией, спровоцированной Западом. Центральное правительство во главе с председателем КНР Си Цзиньпином приняло меры в поддержку «одной страны, двух систем» и «управления Сянганом в соответствии с законом», чтобы положить конец хаотической ситуации.

Меры включали принятие закона о национальной безопасности Сянгана, реформу избирательной системы Сянгана, которая установила основную методологию выборов в Избирательный комитет, главы администрации и Законодательного совета, а также включение принципа «патриоты управляют Сянганом» в коммюнике шестого пленума 19-го Центрального комитета КПК. Успешные недавние выборы в Сянгане показывают, что с новым обликом местных органов власти город вступает в новую эру эффективного управления.

Сянган обладает высокой степенью автономии и пользуется исполнительной, законодательной и независимой судебной властью, включая право вынесения окончательных решений, в соответствии с положениями Основного закона. Местные жители по-прежнему могут заниматься своими любимыми делами. Как говорил покойный китайский лидер Дэн Сяопин, «лошади все еще бегут, акции все еще шипят, танцоры все еще танцуют» в Сянгане.

Город сохранил свой статус одного из мировых финансовых, судоходных и торговых центров и свободного порта. Он является крупнейшим оффшорным центром юаня и продолжает использовать свои преимущества многокультурного мегаполиса для участия в международных культурных и художественных обменах и расширения своего глобального присутствия. При поддержке центрального правительства город также преодолел два финансовых кризиса и две пандемии.

И давайте подробнее рассмотрим развитие Аомэня, поскольку я часто там бываю. С момента возвращения города в состав Китая в нем отмечается быстрый экономический рост, стабильное и гармоничное общество, а уровень жизни заметно повысился. Мы также должны обратить внимание на развитие зоны Большого залива Гуандун-Сянган-Аомэнь. Эта концепция была первоначально выдвинута Пекином в марте 2015 года.

Генеральный план создания углубленной зоны сотрудничества Гуандун-Аомэнь в Хэнцине предоставляет Аомэнь больше административных полномочий в Хэнцине и больше возможностей для применения собственной системы; План всестороннего углубления реформы и открытия зоны сотрудничества современной индустрии услуг Шэньчжэнь-Сянган в Цяньхае создает для Гонконга больше возможностей для раскрытия своих институциональных и профессиональных преимуществ.

Наша страна должна быть воссоединена

Как краеугольный камень для поддержания долгосрочного процветания и стабильности в Сянгане и Аомэне, «Одна страна, две системы» говорит о том, что материк, Сянган и Аомэнь, как сообщество с общим будущим, вместе работают над великим омоложением китайской нации и создают модель для мирного решения тайваньского вопроса. Председатель Си сказал: «Китай должен быть и будет воссоединен. Это исторический вывод, сделанный за 70 лет развития отношений между островами, и обязательное условие для великого омоложения китайской нации в новую эпоху».

Принцип «Одна страна — две системы» изначально был разработан для Тайваня, но позже был реализован на практикев Сянгане и Аомэне. Его легитимность подтверждается высокой степенью автономии, экономическим процветанием и социальной стабильностью, которой пользуются два специальных административных района в течение двух десятилетий после их возвращения в состав Китая, и он должен быть применим к Тайваню после его мирного воссоединения с материком.

(Автор : Гу Минкан, член совета Китайской ассоциации изучения Сянгана и Аомэня)

Рубрика: Россия-Китай: главное
Метки: