Кинематограф Китая

10 июля 2020 г. 11:52

Первая зафиксированная в истории демонстрация «движущихся картинок» в Китае состоялась 11 августа 1896 года в Шанхае — городе, который на долгие годы стал центром кинематографа Китая. В Пекине первые фильмы были показаны в 1902 году.

С первых показов, проводившихся в чайных домах и иностранных театрах, за новым зрелищем закрепилось название «западный театр теней» (xiyang yingxi) — по аналогии с древним искусством, известным в Китае со II века до нашей эры. Однако на первых порах — до начала 1920-х — кино в Поднебесной не было отраслью промышленности и даже не могло называться кустарным промыслом. Кинопрокат ограничивался территорией иностранных концессий в Шанхае, Гуанчжоу, Гонконге, где показывали ленты из Европы и США. Немногие китайские предприниматели, занимавшиеся кино в указанный период (по подсчётам историков, они основали пять кинокомпаний, на которых было произведено около сорока лент), мыслили его исключительно в категориях театра. Рождением китайского кино официально считается выход в 1905 году фильма «Битва при Динцзюньшане», снятого придворным фотографом Жэнь Цинтаем, который интуитивно обратился к китайской опере. Лента длительностью в несколько минут была основана на сценах из театрального представления, посвященного эпохе Троецарствия, а в главной (и единственной) роли снялся король пекинской оперы Тан Синьпей. Как и большая часть китайских лент 1900-1920-х годов, «Битва при Динцзюньшане» не сохранилась; представление о ней теперь приходится составлять по единственному уцелевшему кадру, воспоминаниям современников и каталогам фильмов.

В Шанхае, который стал центром китайского кинематографа, появились предпосылки для отечественной системы кинозвёзд: небывалую огласку в развлекательной прессе получил состоявшийся в 1926 году первый конкурс киноактрис, где титул «королевы китайского кино» по итогам зрительского голосования достался Чжан Чжиюнь, работавшей на студии «Минсин». В 1927 году завершился Северный поход, объединивший страну, до этого на протяжении десятилетия остававшейся раздробленной на анклавы. Центральное правительство выразило озабоченность вопросами кинематографа (в 1930 году был создан Совет по цензуре, а в 1931-м был принят его первый законопроект); китайские деятели кино впоследствии уже не пользовались такой свободой и вседозволенностью, как это было в 1920-е — применительно к Китаю их часто называют «ревущими». Это десятилетие стало подлинным началом истории китайского кино (в противовес первым пробам полулюбителей-полупрофессионалов 1910-х), но несмотря на резкий рост числа студий и выпускаемых фильмов, его ещё нельзя назвать Золотым веком. В литературе приводятся данные, что из четырёхсот пятидесяти иностранных фильмов, показанных в Китае в 1926 году, почти девяносто процентов были американскими и только оставшиеся десять — китайскими, что вызывало недовольство у представителей разных социальных классов. Запрос на национальное кино явно прослеживался как в костюмных фильмах, снятых в сказочном антураже, так и в лентах, обращавшихся к современным проблемам общества. 

Радио Метро. Все права защищиены