На фоне пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и странами, расположенными вдоль «Одного пояса и одного пути», в частности Россией и Казахстаном, придало импульс к восстановлению находящейся в длительной депрессии мировой экономике.
Исполнительный директор Центра исследования инициативы «Один пояс и один путь» Ланьчжоуского университета, профессор Чжу Юнбяо считает, что пандемия не в силах сдержать решимость и стремление Китая «объять» весь мир.
Согласно данным Министерства коммерции КНР, несмотря на пандемию, в 2020 году товарооборот между Китаем и странами, расположенными вдоль «Одного пояса и одного пути» достиг 1,35 трлн. долл. США, увеличившись на 0,7% по сравнению с 2019 годом, в то время как прямые нефинансовые инвестиции КНР в эти государства составили 17,79 млрд. долл. США, увеличившись в годовом исчислении на 18,3%.
По мнению Ван Вэня, исполнительного директора Института финансовых исследований Чунъян при Китайском народном университете, на фоне пандемии восстановление экономики Китая сыграло важную роль в стимулировании развития экономики стран, расположенных вдоль «Одного пояса и одного пути».
Во время пандемии Китай продолжает поддерживать тесное сотрудничество со странами и регионами, расположенными вдоль «Одного пояса и одного пути». При этом непрерывно расширяются сферы торгово-экономического сотрудничества и увеличиваются масштабы торговли.
По данным посольства КНР в Казахстане, торговый оборот между двумя странами вырос с 368 млн. долл. США в 1992 году до 21,43 млрд. долл. США в 2020 году. Китай стал для Казахстана вторым по величине торговым партнёром.
Согласно данным, опубликованным в январе 2021 года Министерством коммерции КНР, в 2020 году товарооборот между Китаем и Россией составил 107,77 млрд. долл. США. Таким образом, этот показатель третий год подряд превысил психологическую отметку в 100 млрд. долл. США. По итогам 2020 года объем торговли сельскохозяйственной продукцией между Китаем и Россией достиг рекордного уровня в 5,55 млрд. долл. США, в частности, импорт сельскохозяйственной продукции из России в прошлом году достиг 4,09 млрд. долл. США, увеличившись в годовом исчислении на 13,7%.
Официальный представитель вышеупомянутого министерства Гао Фэн заявил, что китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество выдержало испытание пандемией, что доказывает справедливость древнего изречения о том, «настоящее золото не боится огня». Основная тенденция двустороннего сотрудничества, характеризующаяся сильной взаимодополняемостью и долгосрочным движением в сторону улучшения, остаётся неизменной, добавил он. По словам Гао Фэна, со второй половины прошлого года экспорт из Китая в Россию перешёл в рост, показатели были положительными на протяжении 6 месяцев подряд. Кроме того, значительно выросли объёмы импорта из России основных товаров, таких как нефть, газ и железная руда, а из Китая в Россию набрал обороты экспорт электроники, включая ноутбуки, планшеты и смартфоны и т. д.
Несмотря на то, что пандемия продолжает свирепствовать, а мировая экономика несёт серьёзные потери, в 2020 году в общей сложности было совершено 12,4 тыс. рейсов поездов в рамках международных железнодорожных грузоперевозок по маршрутам «Китай-Европа», что на 50% больше, чем за 2019 год. Число совершенных за год рейсов впервые превысило 10 тыс.
По данным Урумчийского управления Китайской государственной железнодорожной корпорации, в 2020 году в обоих направлениях через КПП Синьцзян-Уйгурского автономного района (Северо-Западный Китай) границу пересекло рекордное количество грузовых поездов «Китай-Европа» – 9679 составов. В частности, через КПП Алашанькоу границу пересекло 5027 поездов, через КПП Хоргос – 4652 поезда, что, соответственно, на 41,8% и 37% выше показателей 2019 года.
По мнению директора Института исследования «Шелкового пути» при Северо-Западном университете Лу Шаньбина, из-за пандемии традиционные морские и воздушные перевозки подверглись значительному давлению, что компенсировалось ростом количества рейсов грузовых поездов, совершенных по маршрутам «Китай-Европа». Кроме того, китайская таможня разработала ряд мер для поддержки развития международных железнодорожных грузоперевозок «Китай-Европа».
Ван Вэнь считает, что воздействие, оказанное пандемией COVID-19 на сотрудничество в рамках «Одного пояса и одного пути», является временным и локальным. Оно не создаёт существенных помех для общего процесса и трендов сотрудничества. По его словам, данные по железнодорожных перевозкам «Китай-Европа» свидетельствуют именно о стабильности строительства «Одного пояса и одного пути».
Заместитель министра коммерции КНР Цянь Кэмин недавно заявил, что Минкоммерции страны приложит усилия для наращивания двусторонней торговли со странами, участвующими в совместном строительстве «Одного пояса и одного пути», в особенности в плане расширения импорта высококачественных товаров. При этом Китай также будет продвигать развитие трансграничной электронной коммерции и её интеграцию со строительством «Одного пояса и одного пути», а также способствовать созданию и развитию зон свободной торговли высоких стандартов.