Запретный город строился с 1406 по 1420 год, когда Поднебесной правил третий император династии Мин (1368-1644) Чжу Ди (朱棣, 1360-1424, на престоле с 1403 года; девиз правления — Юн-лэ 永乐, «Вечное счастье»). Именно Чжу Ди превратил Пекин в столицу Китая. Все постройки выполнены из дерева. Поэтому неудивительно, что Запретный город неоднократно горел и перестраивался.
По легенде, в Запретном городе насчитывается 9999,5 комнаты. Рассказывают, что император пожелал иметь 10000 комнат («десять тысяч», 万 вань, — значимое число в китайской культуре). Однако ему явился разгневанный Нефритовый владыка и заявил, что у него на Небе во дворце всего-то десять тысяч комнат, так что земному императору, пусть и Сыну Неба (天子 тяньцзы, титул китайских императоров), не подобает иметь столько же комнат. Поэтому сделали чуть меньше — 9999 и еще половину комнаты. В действительности же комнат — 8707.
Запретный город построен в строгом соответствии с правилами китайской геомантии — фэншуй. Император был не только правителем великой страны, но и наделялся сакральным статусом и жреческими функциями, осуществляя посредничество между Небом и Землей, поэтому каждая деталь в Гугуне имеет определенное значение. Слово «Пурпурный» в названии подразумевает Полярную звезду (кит. 北极星 бэйцзисин), которая считалась обителью Нефритового владыки. Подобно тому, как все звезды на небосводе совершают свой ход вокруг неподвижной Полярной звезды, так и император в Запретном городе пребывает в недеянии и правит Поднебесной.
В Запретный город вход простым смертным был ограничен. Иностранцы сюда практически не допускались. Поэтому, естественно, слагались самые фантастические легенды о том, что находится за высокими стенами дворца.
В строительстве Запретного города принимало участие свыше миллиона рабочих и около 100 тысяч различных мастеров. Правители династии Цин (1644-1911) проводили в Гугуне меньше времени, чем их предшественники, живя большую часть года в Летнем дворце или вЮаньмиъюань. Всего из-за стен Запретного города на протяжении почти 500 лет Китаем правили 24 императора — 14 императоров династии Мин и 10 императоров династии Цин. После своего отречения от престола в 1912 году, до 1924 года здесь жил последний китайский император Пу И (溥仪, 1906-1967, китайский император в 1908-1912 году, сохранял титул до 1924 года).
Первый музей в Запретном городе появился еще в 1914 году — в Зале Боевой Славы (武英殿, Уиндянь). В 1924 году вся территория перешла в руки Китайской республики (1911-1949). 10 октября 1925 года здесь был создан музей, который назвали 故宫博物院 Гугун боуюань — Музей «Бывший императорский дворец». По описи, проведенной в том же году, в нем было около 1,17 млн. единиц хранения. В последующие годы коллекция Гугуна значительно расширилась.
В 1933 году, во время японского вторжения в Китай, часть коллекции была эвакуирована в юго-западные провинции страны — Сычуань и Гуйчжоу. Удалось сохранить и ту часть коллекции, которая осталась в Пекине. Однако в феврале 1948 года 2972 ящика были вывезены гоминьдановским правительством на Тайвань. Долгое время бесценная коллекция хранилась на железнодорожных складах и на сахарном заводе, затем в тайваньских музеях и в государственной библиотеке. Наконец, 12 ноября 1965 года в Тайбэе был открыт Национальный музей «Бывший императорский дворец» 國立故宮博物院 Голи Гугун боуюань. В настоящее время здесь находится 696112 единиц хранения — бронзовая скульптура, живопись, каллиграфия, керамика, изделия из нефрита и других полудрагоценных камней, фарфор, исторические документы, редкие книги, одежда, украшения, фурнитура, старинные монеты и др.
Запретный город — смысловой центр не только Пекина, но и всего Китая. Вместе с городскими воротами, лежащими по линии юг-север, он образует иероглиф «середина» (中 чжун), одну из основных категорий китайской философии и культуры, в центре которого находился трон правителя. Весь Гугун — это сложная система знаков и символов, и если их знаешь, начинает вскрываться его глубинный смысл.
Запретный город со всех сторон окружен рвом с водой (护城河), над которым поднимаются неприступные стены высотой 10,4 метра.
Комментарии эксперта из Китая
Анастасия Коршунова