В 2015 году «Маленькая красная книжица» неожиданно стала одной из самых обсуждаемых тем в Великобритании. Тогдашний «теневой канцлер» Джон Макдоннелл вызвал бурную реакцию политикума и широкой общественности, после того, как использовал цитаты председателя Мао Цзэдуна из «Маленькой красной книжицы» для критики попытки тогдашнего канцлера Джорджа Осборна продать Китаю государственные активы.
Ежедневный ритуал «утренние просьбы, вечерние отчёты» в Китае давно в прошлом. Но почему вокруг «Маленькой красной книжицы» до сих пор такая шумиха?
Печальный факт: спустя десятилетия после распада Советского Союза, Запад по-прежнему считает Коммунистическую партию Китая, а значит, и саму КНР, возглавляемую КПК, «чуждым» государством. Даже в XXI веке западные страны, несмотря на имеющиеся тесные экономические связи, настаивают на неприятии и прямой враждебности по отношению к странам, управляемым коммунистическими партиями. Чтение «Маленькой красной книжицы» в парламенте Великобритании казалось простым, но эффективным способом поставить Джорджа Осборна в неловкое положение, хотя большая часть критики в конечном итоге была направлена в адрес самого Джона Макдоннелла.
Нельзя отрицать и игнорировать усилия, прикладываемые Китаем в рамках международного сообщества. Однако, увы, в своём стремлении к мировому господству и гегемонии Запад однозначно определяет, что Китай, как влиятельная «незападная» цивилизация, является государством «чуждым».
Китай с совершенно иной политической системой и концепциями развития с XIX века является мишенью для стран, стремящихся распространить по всему миру исключительно западные ценности. Успешное противостояние страны западной агрессии в эпоху империализма ещё больше разозлило тех, кто пытается присвоить себе право определять судьбу всего человечества.
Ребёнок возлагает цветок в память о Музее войны сопротивления китайского народа японской агрессии в Пекине, Китай, 3 сентября 2020 г. / Агентство Синьхуа
Это главный контекст сегодняшней идеологической борьбы между Западом и Китаем.
Некоторые западные политиканы и СМИ безостановочно демонизируют Китай и КПК на всех фронтах, всячески стремясь отделить Коммунистическую партию от китайского народа. Но эти попытки выставить КПК монстром безуспешны.
Несколько лет назад «Китай против приливов» был самым продаваемым учебником по политической истории Китая для колледжей. Интересно, что автор Марк Блехер представляет в нём КНР в таком свете, который противоречит самому названию книги, ведь социалистическое государство, возглавляемое КПК, никогда не стремилось быть изолированным и чуждым для остального мира. И его развитие и политическая система — это не вызов нынешней модели международных отношений.
Да, Китай действительно возглавляют коммунисты. Но это нисколько не противоречит интересам людей и не означает стремление к противодействию и отторжению современных идей.
С XIX века по всему миру распространилось несколько идей — рыночные механизмы в экономике, репрезентативные системы в политике, взаимное уважение суверенных государств в международных отношениях и научное мышление. Если это волны модернизации, то Китай под руководством КПК, полностью подчиняется, а не противостоит им.
В этом контексте Китайская Народная Республика была официально признана ООН в 1971 году, вошла в ВТО в 2001 году и стала второй по величине экономикой мира.
Министр внешней торговли КНР Ши Гуаншэн подписывает документы о вступлении в ВТО в 2001 году. / Getty Images
Дело зашло столь далеко и движется столь успешно, поскольку Китай под руководством КПК проложил собственный путь развития, который соответствует национальным условиям страны.
Во-первых, это путь, основанный на реалиях Китая. Отказываясь слепо идти по стопам других, Китай адаптировался к меняющимся временам, опираясь на мудрость собственной цивилизации и уроки других стран.
Во-вторых, это путь, который ставит интересы людей на первое место. Следуя философии развития, ориентированной на людей, КПК стремится улучшить условия жизни людей, ставит их во главу угла. Он настаивает на том, что правительство должно быть народным, быть с народом и работать для людей. Обеспечение интересов людей, в качестве главного приоритета, стало ключом к успеху КПК в революции, строительстве и реформах.
В-третьих, это путь, ведущий к инновациям с научным мышлением и подходом. На пути Китая часто встречались и встречаются проблемы. Но под руководством КПК страна активно искала и ищет инновационные решения, одновременно реформируя образ мышления и свои действия. Следуя научным принципам, Китай под руководством КПК высвободил огромную социальную жизнеспособность, ускорив развитие.
Мужчина смотрит на складной телефон, представленный на 7-й Выставке информационных технологий Китая в г. Шэньчжэнь (пров. Гуандун, Южный Китай), 9 апреля 2019 г. / VCG
КНР идёт по пути построения открытой экономики. Китай выступает против торгового протекционизма и в торговле с другими странами придерживается демократических и основанных на общепринятых правилах принципов. Таким образом он стал важным участником глобального экономического управления.
Усилия Китая в этом отношении идут полностью в фарватере и по ходу течения, а не против течений и приливов. Этим и объясняется чудо развития КНР.
Это также является значимым вкладом Китая в глобальное управление. Несмотря на предубеждения Запада в отношении коммунизма и коммунистических партий, КПК стремилась определить и выявить общие интересы и точки соприкосновения разных стран. Китайское видение и концепция сообщества единой судьбы человечества включает обширные консультации, совместный вклад и общую выгоду в глобальном управлении. Это именно то, что столь важно и необходимо в наше непростое время.
Глядя вперёд, Китай под руководством КПК продолжит согласовывать свою внутреннюю политику с глобальными правилами и работать над обеспечением справедливости во внутренних и международных делах и вопросах.
Если Китай до сих пор по-прежнему считается противником течений и приливов лишь потому, что им руководит коммунистическая партия, то пришло время поставить под сомнение данный критерий и подход, чтобы прийти к следующему выводу.
Идеология и строй ни в коем не могут выступать основанием для навешивания на страны ярлыков «чуждых и злых» государств.
(Автор: Доцент Ся Лу — научный сотрудник Национальной академии развития и стратегии Китайского университета Жэньминь.)