Импульс углублению российско-китайского всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия придал состоявшийся 28 июня 2021 г. диалог российского президента В.В. Путина и китайского председателя Си Цзиньпина в формате видеосвязи. Подписание в этот же день Совместного Заявления и продление Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве происходило на фоне подготовки празднования 100-летнего юбилея Китайской Коммунистической Партии, с чем искренне поздравил российский руководитель своего китайского друга и надежного партнера — товарища Си Цзиньпина.
К сожалению, мир образца 2021 сталкивается с чередой постоянно идущих вызовов и испытаний, от пандемических до ценностных и идеологических. Россия и Китай, находясь под прессом политико-экономических санкций «коллективного Запада» во главе с США, вынуждены адаптироваться к современным реалиям, перестраивать отдельные тактические линии в сферах глобального, регионального и двустороннего сотрудничества. Наши государства борются сегодня не только за сохранение международно-правовой системы, за многополярный мир и стратегический контроль над вооружениями, но и за поддержание общемирового и регионального баланса сил. Россия и Китай чувствуют свою особую ответственность за судьбы мира и развития.
Основой российско-китайского сотрудничества является прочное и глубокое стратегическое партнерство, которое в настоящее время переживает серьезную трансформацию в плане его углубления и выхода на новый более высокий качественный уровень. Причины подобной эволюции связаны как с внутренними экономическими и культурно-цивилизационными факторами сближения наших государств и народов, так и внешними причинами, необходимостью развития многополярности, сохранением глобальной и региональной безопасности, отстаиванием своего суверенитета, территориальной целостности и права на невмешательство во внутренние дела.
Россия и Китай давно вышли за рамки узких, двусторонних форматов и являются государствами, формирующими как глобальную, так и региональную повестку многополярного мира. Оба государства – активные защитники сохранения международного права и институтов глобального управления, включая ООН и его Совет Безопасности. США явно настроены на демонтаж международно-правовой системы и замену ее некими искусственными «правилами поведения» государств, подстраиваемые под интересы «коллективного Запада» в ущерб России и Китаю.
Важно, что за 20 лет действия Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве стороны сумели выстроить эффективную совместную защиту общих интересов и отстоять многосторонность как ключевой подход к разрешению международных проблем. Одновременно, стороны создали многоуровневый механизм стратегического партнерства, включая высокий государственный, а также уровни межправительственных отраслевых комиссий и уровень представителей общественных организаций, обществ дружбы и др.
При этом значение встреч на высшем уровне для развития двусторонних связей имеет особый смысл и ценность. Фактически, они дают политическую энергию для преодоления еще существующих узких мест партнерства, формируют горизонт ближайшего и долгосрочного планирования, механизмы реализации двусторонней повестки по всем основным направлениям – политико-дипломатическому, военно-стратегическому, военно-техническому, торгово-экономическому и гуманитарному.
Важным остается и влияние встреч российского и китайского руководителей в плане ускорения решения международных региональных вопросов. Так, результатом переговоров на высшем уровне в свое время стало развитие евразийского трека российско-китайского сотрудничества. 8 мая 2015 г. Москвой и Пекином было подписано «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути». Стороны заявили о желании совместно развивать и осваивать большое евразийское пространство, совмещая проекты Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) и китайской инициативы Пояса и Пути.
В этом же ряду особое значение имеет координация в рамках встреч на высшем уровне российского и китайского руководителей наиболее острых вопросов Сирии, Афганистана, особенно в связи с выводом американских войск, Корейского полуострова, ядерной программы Ирана и др. Особое внимание руководителями РФ и КНР традиционно уделяется развитию Шанхайской Организации Сотрудничества, которой в этом году исполнилось 20 лет со дня ее образования и организации БРИКС.
Двусторонние российско-китайские отношения базируются на поддержании высокой интенсивности и многообразия политических, экономических и гуманитарных контактов друг с другом; позиционировании на мировой арене в качестве самодостаточных и влиятельных центров силы; быстрой адаптации партнерства под решение практически любой глобальной или региональной задачи. Российско-китайская модель сотрудничества, несмотря на отрицательное влияние пандемии коронавируса, сохраняет гибкость, способна сочетать тактические и стратегические выгоды и возможности партнерства. Современная эпоха диктует новые формы двусторонней военно-политической кооперации. Учитывая высокий уровень взаимного доверия и военно-технического сотрудничества, Россия и Китай фактически не нуждаются в создании военного союза. Их отношения переросли старые формы классических блоковых союзов, они полностью самодостаточны, независимы от идеологий и не направлены против третьих стран. Создана более глубокая по характеру и качеству отношений стратегическая кооперация, более эффективная, чем старые союзнические формы. Продление Договора означает, что это новое качество юридически и политически закреплено нашими руководителями для общего будущего двух государств, а также глобальной стабильности и развития всего мир