В пятницу министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2021 году сообщил, что Россия и Китай имеют единое видение подходов к актуальным международным вопросам. Россию и Китай объединяет также единое видение подходов к таким сохраняющимся кризисным ситуациям, как ядерная программа Ирана и необходимость восстановления Совместного всеобъемлющего плана действий, из которого вышла предыдущая администрация США, констатировал глава МИД РФ, отвечая на вопрос корр. Синьхуа в ходе пресс-конференции.
«Это, конечно же, и Афганистан, — сказал министр. — Мы тесно сотрудничаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества, где афганская и центрально-азиатская проблематики сейчас занимают особое место». «Мы сотрудничаем и в контексте развития трансевразийского взаимодействия», — напомнил С. Лавров, добавив, что президент РФ Владимир Путин выдвинул инициативу Большого евразийского партнерства, которая коррелируется с деятельностью Евразийского экономического союза, который, в свою очередь, подписал и реализует соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР. В этом контексте интеграционные процессы на постсоветском пространстве гармонизируются с практическими шагами по реализации китайской концепции «Пояса и пути».
По словам С. Лаврова, Россия и Китай совместно работают с АСЕАН «в пользу сохранения ее центральной роли во всех элементах международной архитектуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе». «Конечно, мы видим те риски, которые содержатся в продвигаемой американцами и другими странами Запада концепции так называемых индо-тихоокеанских стратегий, которые откровенно нацелены на создание разделительных линий, на подрыв центральной роли АСЕАН и на внесение конфронтации, в том числе с военными компонентами, в этот регион в то самое время, когда он нуждается в переговорах и в инклюзивных дискуссиях, которые позволят учесть озабоченности всех и вырабатывать консенсусные решения», — отметил С. Лавров.