Накануне саммита глав государств-членов ШОС в Самарканде в китайском издании «Жэньминь жибао» вышла статья «Шанхайский дух» и аура древнего Самарканда», написанная Русланом Кенжаевым, заместителем главного редактора газеты «Народное слово» (Узбекистан). В ней автор дал оценку исторической значимости предстоящего события, и рассказал, чего стоит ожидать от саммита.
15-16 сентября древний Самарканд примет Саммит глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Это событие, без преувеличения, имеет особую значимость, учитывая фундаментальную трансформацию, которую переживает мир. Непростые условия, в которых пройдет мероприятие, делают саммит востребованной и конструктивной площадкой для обсуждения проблем глобальной и региональной повестки, взаимовыгодного сотрудничества, своевременного реагирования на вызовы.
В саммите ожидается участие глав 15 государств и руководителей 10 международных структур. Подходы государств ШОС к решению злободневных глобальных проблем отразит итоговый документ — Самаркандская декларация. В ней также будут обозначены приоритеты по развитию организации на предстоящий период.
На страны ШОС в настоящее время приходится четверть мирового ВВП и половина населения планеты. На саммите планируется подписать меморандум об обязательствах Ирана, открывающий путь к полноправному членству в организации, а также рассмотреть заявку Беларуси на получение полноправного членства. Подобный интерес к полномасштабному взаимодействию с ШОС свидетельствует о росте авторитета организации. В рамках ее расширения будут подписаны меморандумы о предоставлении статуса партнера по диалогу Египту, Саудовской Аравии и Катару. Поступили соответствующие заявки от Бахрейна и Мальдив. Предстоящий саммит, таким образом, знаменует этап перерождения «Шанхайской восьмерки» в стремительно развивающуюся глобальную структуру, большую семью, сохраняя при этом присущий ей дух взаимного уважения, равноправия и доверия.
На данный момент известно о трех десятках согласованных для рассмотрения на саммите документах по дальнейшему укреплению многопланового взаимодействия между государствами-членами, их список дополняется. Однако уже сейчас очевидно, что лидеры стран не оставят без внимания усугубляющуюся деградацию в сфере энергетической и продовольственной безопасности, нарушение существовавших логистических маршрутов и цепочек поставок, ухудшение социально-экономической ситуации на планете в целом.
Решений, несомненно, следует ожидать конструктивных и вполне конкретных. Основательной базой для предстоящего саммита стало успешное проведение председательствующей в ШОС узбекской стороной более ста мероприятий. В их числе Экономический форум ШОС и Форум глав регионов стран Шанхайской организации сотрудничества, позволившие обменяться мнениями о перспективах развития взаимоотношений в торгово-экономической и инвестиционной сферах, расширения промышленной кооперации.
За минувший год объем внешней торговли государств—участников организации вырос на треть и составил 8 триллионов долларов США, внутренний товарооборот стран ШОС увеличился на 40 процентов — до 768 миллиардов долларов США. Динамику показателей способна ускорить реализация региональных проектов: трансафганского коридора и железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. В отношении последнего из названных проектов уже сделаны практические шаги: в Кыргызстан прибыли китайские инженеры для подготовки технико-экономического обоснования строительства магистрали. Соответствующий вопрос включен в повестку сентябрьского саммита.
На фоне участившихся кризисных ситуаций в мире, острого дефицита доверия и взаимопонимания на глобальном уровне возрастает ценность координации и совместной выработки механизмов для адекватного реагирования на вызовы. В рамках подготовки к саммиту состоялось заседание Совета министров иностранных дел ШОС. Главы внешнеполитических ведомств выразили обеспокоенность меняющимися характерами угроз и вызовов безопасности на пространстве организации. Они подчеркнули важность сплоченности в противостоянии «трем силам зла», консолидации совместных усилий по защите суверенитета и территориальной целостности стран-членов.
Предстоящий саммит придаст импульс совершенствованию механизмов противодействия угрозам безопасности на пространстве организации. В условиях новых вызовов предложено преобразовать Исполком Региональной антитеррористической структуры ШОС в Универсальный центр с целью адаптации к современным реалиям. Широкий круг вопросов, связанных с обеспечением безопасности и стабильности в государствах-членах ШОС обсуждался в рамках недавних совещаний министров внутренних дел и общественной безопасности, министров обороны, встречи секретарей советов безопасности. Их основной посыл таков: альтернативы открытому диалогу и практическому взаимодействию для сохранения стабильности на пространстве организации не существует.
Выступая с речью на прошлогоднем 21-м заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, Председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что необходимо продвигать глубокое сопряжение инициативы «Один пояс, один путь» с национальными стратегиями развития наших государств и региональными интеграционными инициативами. Было подчеркнуто, что инициатива «Пояса и пути» выступает главной площадкой для совместного развития стран ШОС.
В этом контексте глубоко символично, что саммит ШОС 2022 года пройдет в Самарканде в масштабном комплексе «Великий шелковый путь». Он построен в рамках подготовки к встрече лидеров государств организации и на днях сдан в эксплуатацию. На церемонии открытия комплекса Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев остановился на историческом значении трансконтинентальной торговой магистрали, берущей начало в древнем китайском городе Сиане, и проходившей по территории многих стран, в том числе через Самарканд, до самого Рима.
Шелковый путь служил тогда средством развития экономического, культурного и просветительского диалога между народами мира. Древний Самарканд, хранивший на протяжении многих веков ауру и традиции дружбы, добрососедства и сотрудничества, в 2022 году вновь широко распахнул ворота, чтобы принять дорогих гостей. И несмотря на то, что мир за это время стал абсолютно иным, энергия созидания и взаимного уважения, понимание неделимости единой судьбы, общего будущего, воплотившиеся в «шанхайском духе», остаются неизменными.