В последние годы Китай непрерывно увеличивает масштабы инвестиционного строительства отрасли транспорта и коммуникаций. В 2013-2021 гг. общий объем инвестиций в данную отрасль в стране превысил 27 трлн юаней, а инвестиции в основной капитал железных дорог достигали 700-800 млрд юаней в год. Стремительно развивающиеся «артерии» китайских железных дорог позволили рядовым гражданам путешествовать, дали толчок городскому строительству и социально-экономическому развитию Китая, став визитной карточкой страны.
За 100 лет китайские железные дороги развились с нуля и стали классическим примером собственных исследований и разработок, а также внедрения инноваций. В 1909 году была запущена в эксплуатацию первая в стране железнодорожная ветка Пекин-Чжанцзякоу, скорость движения по которой составляла 35 км/ч. Спустя 100 лет, в 2019 году, введена в эксплуатацию высокоскоростная железная дорога Пекин-Чжанцзякоу, позволяющая развивать скорость до 350 км/ч и ставшая первой в мире скоростной железной дорогой с независимым автономным управлением.
Китайские железные дороги совершили прорыв в отрасли и заняли одно из первых мест в мире по уровню технологического развития. В 2006 году состоялся ввод в эксплуатацию самой высокогорной в мире Цинхай-Тибетской железной дороги, протяженность которой составила 1956 километров. В 2012 году была открыта высокоскоростная железная дорога Харбин-Далянь, ставшая первой в мире скоростной дорогой, построенной в районах с холодным климатом. В 2019 году состоялся ввод в эксплуатацию промышленной железнодорожной ветки Хаолэбаоцзи-Цзиань протяженностью 1837 км. Согласно проекту, провозная способность железной дороги составляет 200 млн тонн грузов в год.
В настоящее время максимальная скорость движения по высокоскоростным железным дорогам Китая составляет 350 км/ч. По данному показателю Китай занимает первое место в мире. Однако целью Китая на следующие несколько лет является достижение скорости 400 км/ч. Во время испытаний в апреле текущего года была зафиксирована скорость 435 км/ч, ставшая новым мировым рекордом. В 2021 году в китайском городе Циндао сошел с конвейера поезд на магнитной подушке, способный развивать скорость 600 км/ч. Он стал первым в мире поездом такого типа и самым быстрым на данный момент наземным средством сообщения.
Китай построил самую масштабную в мире железнодорожную сеть с наивысшим уровнем модернизации. В 2021 году общая протяженность введенных в эксплуатацию китайских железных дорог превысила 150 тыс. километров, более 40 тыс. из которых — высокоскоростные железные дороги. По данному показателю Китай стабильно занимает первое место в мире. Железные дороги охватывают 81% уездов страны, а высокоскоростные железные дороги обеспечивают сообщение между более чем 93% городов с населением свыше 500 тыс. человек. Строительство сети высокоскоростных железных дорог «четыре вертикали и четыре горизонтали» было завершено досрочно, а сеть железнодорожных магистралей «восемь вертикалей и восемь горизонталей» уплотнит сеть высокоскоростных железных дорог в Китае.
Разветвленная железнодорожная сеть значительно увеличила пропускную способность железных дорог. В 2021 году объем внутренних грузоперевозок составил 4,774 млрд тонн, из которых 80% пришлось на долю каменного угля, продовольствия, нефти и других ключевых товаров для национальной экономики и благосостояния народа. Презентация быстрой доставки с помощью высокоскоростной железной дороги, транспортировки по «холодовой цепи», контейнерных рейсов и других новых способов перевозки товаров позволила создать высокоэффективную систему логистического обслуживания. Железнодорожные артерии стали стимулом для развития примыкающих к ним городов и поселков, а также для сосредоточения промышленности, помогая старым революционным базам, местам проживания национальных меньшинств и приграничным районам избавиться от бедности и устремиться к обществу средней зажиточности.
Быстрые и комфортные скоростные поезда обеспечили удобство путешествий для городского населения, сделав возможными жизнь на два города и поездку в день принятия решения. «Китай из окна скоростного поезда» — точная иллюстрация того, как люди получают удовольствие от реальной жизни. Вместе с тем, ставшие общим благом обычные поезда не ушли в небытие. Они по-прежнему курсируют по обширной территории Китая, становясь недорогой альтернативой для путешествий людей, проживающих в горных и отдаленных районах.
Наряду с обслуживанием простых граждан и служением экономическому строительству, китайские железные дороги непрерывно расширяют международное сотрудничество и участвуют в разработке международных стандартов. Одна за одной вводятся в эксплуатацию железные дороги, в строительстве которых принимал участие Китай: железная дорога Китай-Лаос, отрезок Беро железной дороги Венгрия-Сербия, железная дорога Аддис–Абеба-Джибути, железная дорога Момбаса-Найроби. В рамках плана идет строительство показательного проекта — высокоскоростной железной дороги Джакарта-Бандунг.
Технологическое оборудование китайских железных дорог экспортируется в более чем 100 стран, реализуя стратегию «выход вовне» полной производственной цепочки. На иностранных языках опубликовано более 150 технических стандартов китайских железных дорог. Функционирующий в течение 11 лет ж/д экспресс «Китай-Европа» насчитывает 82 маршрута, соединяя 200 городов из 24 европейских стран. Сеть транспортного обслуживания покрывает территорию всей Европы. За первые 8 месяцев текущего года отправлено 10622 поезда в рамках проекта грузоперевозок «Китай-Европа». Это обеспечило стабильность международных цепочек поставок и стало важным фактором, способствующим экономическому развитию региона.
В последние годы Китай руководил или принимал участие в работе по составлению и пересмотру важных технологических стандартов для высокоскоростных железных дорог, восполнив пробелы в международных стандартах в таких ключевых сферах, как внедрение скоростных железных дорог, их проектирование и др. Международный союз железных дорог опубликовал «Стандарты для основных объектов инфраструктуры высокоскоростных железных дорог» и «Стандарты проектирования электроснабжения для высокоскоростных железных дорог», работу по составлению которых возглавлял Китай. Эти два стандарта стали первыми международными стандартами в соответствующих областях, отражающими опыт и силу Китая в мировом строительстве высокоскоростных железных дорог.
Автор: Ли Цзе