Новая модель и задачи развития КНР до 2050 года очерчены Компартией Китая на открывшемся 16 октября юбилейном ХХ съезде. Отныне основной задачей партии на долгосрочную перспективу становится достижение «второй цели столетия», а именно – превращение Китая в «великую, модернизированную социалистическую страну и возрождение китайской нации» к моменту 100-летия Китайской Народной Республики, которое отметят в 2049 году.
Напомним, что «первая цель столетия» была достигнута в минувшем году: к отмеченному в 2021-м столетию Компартии Китая страна искоренила нищету (из-за черты абсолютной бедности за последние 10 лет выведены 98,99 млн человек) и построила общество среднего достатка с самым многочисленным в мире средним классом в 400 млн человек. Отмечено, что за прошедшие 10 лет ВВП КНР удвоился: вырос с 55 трлн до 114 трлн юаней. Доля Китая в глобальном ВВП достигла 18,5%. Сегодня КНР является мировым лидером по показателям валютных запасов, производства зерна, объемов обрабатывающей промышленности.
Ко «второй цели столетия» Китай будет двигаться в два этапа. По словам выступившего на открытии партсъезда генсека КПК и председателя КНР Си Цзиньпина, к 2035 году страна «в основном завершит реализацию социалистической модернизации», а к 2050-му – превратится «в сильную, модернизированную социалистическую державу».
На партсъезде обозначены как идеологические, так и практические аспекты достижения этих задач. Подтверждено, что правящая в Китае КПК в своей работе продолжит следовать и развивать идеи марксизма. «Марксизм – работает, особенно в применении к китайским реалиям и при адаптации к современным условиям… Только применение марксизма к китайским реалиям, его совмещение с традиционной китайской культурой может дать нам ответы на вопросы современности. Нет конца теоретическим инновациям», — подчеркнул на открытии ХХ партсъезда глава китайского государства.
Инновации будут внедряться не только в марксистскую теорию, но и в системы государственного управления и экономической деятельности. «Мы нашли способ избежать постоянных циклов взлетов и падений: это постоянное самореформирование», — отметил в связи с этим Си Цзиньпин. Действительно, Китай уже зарекомендовал себя страной с крайне гибким подходом к экономической и социальной политике. По информации официального представителя ХХ партсъезда Сунь Ели, лишь за последние 10 лет страна провела 2000 реформ на различных уровнях в разных областях – это по 200 реформ в год!
Очерчивая новую модель социально-экономического развития КНР, генсек КПК выделил несколько базовых принципов. Прежде всего, он подтвердил, что Китай при построении «процветающего социалистического государства» не намерен «уходить» в плановую экономику советского образца. «Рыночные механизмы продолжат играть решающую роль в экономическом развитии, при этом будет повышаться эффективность правительственного макрорегулирования», — сообщил Си Цзиньпин.
Важным моментом стало подтверждение приверженности запущенной более 40 лет назад политике реформ и открытости. В частности, подтверждена готовность Китая в дальнейшем развивать взаимодействие с зарубежными партнерами и не возводить барьеры в торгово-экономическом сотрудничестве. «Китай выступает за взаимовыгодное сотрудничество и открытость, привержен глобализации, готов делиться возможностями развития со всем миром», — отмечено на открытии партсъезда.
Принципу открытости следует и довольно молодая (обозначена в мае 2020 года) стратегия «двойной циркуляции», лежащая в основе новой парадигмы китайского экономического развития. Она предполагает «опору на национальную экономику при обеспечении положительного взаимодополнения внутреннего и внешнего экономических циклов», пояснил на съезде Си Цзиньпин.
При этом официальный Пекин постоянно и уверенно опровергает опасения западных наблюдателей о том, что эта стратегия может привести к созданию «железного занавеса» между китайской и глобальной экономиками. Так, накануне официальный представитель ХХ партсъезда подчеркнул: «Следуя этой парадигме («двойной циркуляции» — прим. ред.), мы сможем лучше связать потенциалы китайского и внешних рынков. Принцип открытости китайской экономики остается неизменным, мы поступательно расширяем международное сотрудничество. У нас работает 21 экспериментальная зона свободной торговли, где сняты все ограничения на зарубежные инвестиции в производственный сектор, значительно сокращен «негатив лист». Мы инициировали глобальную интеграционную инициативу «Одного пояса одного пути», являемся участниками созданной в нынешнем году крупнейшей в мире зоны свободной торговли Всестороннего регионального экономического партнерства».
Среди других базовых аспектов новой модели развития обозначены:
-Развитие науки и технологий, повышение национального инновационного потенциала.
-Повышение мощи Китая в сферах производства, транспорта, цифровых технологий, аэрокосмической отрасли.
-Повышение авторитета китайской продукции на мировых рынках.
-Расширение внутреннего потребления и дальнейшая реформа предложения.
-Курс на первоочередное обеспечение занятости.
-Обеспечение продовольственной и энергетической безопасности, стабильности цепочек поставок.
-Развитие природоохранной деятельности и построение «экологической цивилизации».
Генсек Компартии Китая выразил абсолютную уверенность в том, что воплощение этих целей «сделает великое возрождение китайской нации необратимым историческим процессом».
Константин Щепин