К 2021 году 98,99 млн обездоленных сельских жителей Китая смогли преодолеть текущую черту бедности. То есть, весь китайский народ, включая сельское население с низкими доходами, смог получить пользу от развития страны. Вместе с тем, достигнуто всестороннее строительство среднезажиточного общества, а знаковым моментом стало то, что «никто не остался без внимания». Центральный комитет КПК во главе с Председателем Си Цзиньпином добился исторических успехов в искоренении абсолютной бедности – проблемы, которая преследовала китайцев на протяжении тысяч лет. И это внесло значительный вклад в сокращение бедности на Земле.
Как Китаю удалось сотворить такое чудо и войти в историю?
Буланы снова улыбаются
Чжан Юаньсян 35-лет, она представительница народности булан из юго-западной провинции Юньнань. Она счастлива в браке, у нее двое детей. Ее муж работает недалеко от дома, а сама она управляет небольшим магазином, предлагая сельчанам все нужное и внося свой вклад в семейный бюджет. Ее дети ходят в местную школу. Чжан радуется жизни, и трудно представить, что всего три-четыре года назад она едва справлялась с трудностями.
С детства у Чжан были проблемы с тазобедренным суставом, но она никак не могла получить необходимое лечение. В детстве она завидовала друзьям, которые могли беззаботно бегать и играть, а во взрослой жизни боль не давала ей нормально жить и ограничивала ее в подвижности. Она очень хотела получить лечение, но понимала, что скудных доходов ее мужа едва хватит на то, чтобы содержать семью.
Когда об истории Чжан узнали чиновники социальной службы, они отправились к ней домой, объяснили, как работает национальная политика в области здравоохранения, и призвали пройти лечение по возможности быстро. Чжан провели хирургическую операцию на бедре, после которой она полностью восстановилась. Общая стоимость ее лечение составила 67 050,82 юаней, из которых 60 354,73 юаней покрыло государственное медицинское страхование. Самой Чжан нужно было заплатить всего 6705,09 юаней, но и из них дополнительную помощь в размере 1882,04 юаней выделила «Опора» – проект страхования здоровья для работников из малоимущих семей, запущенный Китайским фондом борьбы с бедностью (CFPA). Это также облегчило Чжан финансовую ношу.
Бедность преимущественно возникает в двух случаях – по причине болезни или в результате болезни. Согласно статистике ведущей группы Управления по развитию и борьбе с бедностью Госсовета КНР, к концу 2013 года 12,56 млн семей в Китае находились в бедности по причине болезни либо обеднели в результате болезни. На их долю пришлось 42,4% от общего числа зарегистрированных малоимущих семей, что делает проблемы со здоровьем главной причиной бедности в стране.
В последнее десятилетие Китай усовершенствовал систему медицинского страхования для сельского населения, включив в нее базовое страхование, страхование на случай тяжелых заболеваний и медицинское обслуживание для охраны здоровья сельских жителей. В 2015 году Национальная комиссия по здравоохранению запустила Программу медицинского обслуживания для борьбы с бедностью. Государство взяло на себя субсидирование не покрываемых базовым медицинским страхованием собственных расходов для пациентов из малоимущих семей, данные о которых внесены в национальную информационную систему по борьбе с бедностью. Норма возмещения базового медицинского страхования для таких семей была снижена на 50%, а доля покрываемых медицинских расходов увеличена на 10% в соответствии с объемом ответственности по полису. В то же время норма возмещения по страхованию в случае тяжелых заболеваний была снижена на 70%, а доля покрываемых медицинских расходов увеличена на 90% в соответствии с объемом ответственности.
В период кампании по борьбе с бедностью охват базовым медицинским страхованием для малоимущих превысил 99,9%. Нацеленная на искоренение нищеты политика в области здравоохранения помогла свыше 500 млн оставшихся без средств к существованию людей, обеспечила надлежащее лечение более 19 млн доведенным до бедности пациентам и избавила от нищеты около 10 млн семей, оказавшихся в ней из-за болезни. Общий уровень возмещения расходов по госпитализации для малоимущих превысил 80%. С 2018 года основанная на здравоохранении политика Китая по борьбе с бедностью снизила финансовое бремя бедного населения порядка на 350 млрд юаней.
Установив победное знамя в борьбе с абсолютной бедностью в 2021 году, китайское правительство объявило последующие пять лет периодом закреплением результатов в искоренении бедности и их привязке к возрождению сел. Было дано обещание создать крупнейшую в мире систему сельского здравоохранения и обеспечить всех китайцев надлежащим доступом к медицинской помощи.
В прошлом году Китай выделил 914, 807 млрд юаней на базовое медицинское страхование, из них 71,669 млрд потрачены на нужды 85,1972 млн человек в 25 провинциях, на которые были возложены задачи по борьбе с бедностью. Трехуровневая система, состоящая из базового медицинского страхования, страхования в случае тяжелых заболеваний и медицинского обслуживания, обеспечила помощь малоимущему населению при приеме 123 млн пациентов и снизила их медицинские расходы на 118,963 млрд юаней.
За последние десять лет число держателей полисов базового медицинского страхования в масштабах страны возросло с 540 млн до 1,36 млрд человек, причем к концу 2021 года страхование получили 1,01 млрд сельских жителей, а уровень возмещения расходов продолжает расти. Число участников базового пенсионного страхования увеличилось с 790 млн до 1,03 млрд человек, из них, по данным на конец 2021 года, 550 млн – это сельское население. Жизни людей становятся все более защищенными.
Возрождение деревни
Ровная асфальтированная дорога проходит через всю деревню. Вокруг уютных домов вдоль холма растут деревья, в тени кудахчут куры и крякают утки, в садах у домов растут фрукты и овощи. Время от времени пробегают белки. Сельчане беззаботно сидят у своих домов и беседуют. Подвешенные к карнизу китайские колокольчики звенят на ветру. Тишина и спокойствие деревни влекут городских жителей, которые хотят замедлиться и прочувствовать романтику сельской глубинки.
В уезде Лайшуй провинции Хэбэй расположилась красивая горная деревушка под названием Наньюй. Несмотря на то, что она находится недалеко от национального парка Есаньпо – популярной достопримечательности – и всего в 2,5 часах езды от Пекина, восемь лет назад эта деревня нищенствовала, а большая часть ее жителей уезжала далеко на заработки. В 2016 году Китайский фонд борьбы с бедностью и народное правительство уезда Лайшуй приступили к развитию сельского туризма, чего так хотели местные жители. Планирование деятельности осуществляла группа профессионалов туристической индустрии: пустые дома были переоборудованы в домашние гостиницы типа «ночлег и завтрак», а на месте заброшенных загонов для овец появились кафе. Сельских жителей сподвигли на улучшение условий жизни, и был произведен отбор кандидатов для создания профессионально туристического кооператива.
Деревня Наньюй быстро превратилась в живописное туристическое место, куда устремились городские туристы со всей страны. Увидев возможности для бизнеса в сфере туризма, те, кто ранее уехал на заработки, вернулись и сделали из своих пустующих домов гостиницы и рестораны. Сейчас в деревне Наньюй 46 жилых дворов, насчитывающих свыше 500 комнат для проживания. Свыше 30 тысяч туристов, ежегодно посещающих деревню, позволили создать более 100 рабочих мест и обеспечили Наньюй годовой доход в размере 3,65 млн юаней. Жители деревни получают более 6 млн юаней от гостиничного размещения туристов. С 2014 по 2021 годы доход на душу населения в Наньюй вырос с 2000 до 12000 юаней. Поскольку возможности трудоустройства находятся прямо у дверей, постоянное население деревни увеличилось со 150 человек в 2014 году до сегодняшних 500 человек. С возвращением молодежи в Наньюй решилась проблема «оставленных детей» и «стариков в пустых гнездах». Сельчане уверены в своем светлом будущем.
Председатель КНР Си Цзиньпин однажды заметил, что развитие бизнеса – это основательный подход к устойчивому искоренению бедности, а также долгосрочный метод укрепления возможностей бедных регионов для самостоятельного развития и трудоустройства малоимущего населения на местах. Преобразование деревни Наньюй служит для других 128 тысяч бедных деревень Китая примером того, как выбраться из нищеты путем развития местного бизнеса. В каждой из этой деревень государство поддержало развитие экономической деятельности, соответствующей географическому положению, доступным ресурсам и преимуществам. Например, садоводство, скотоводство, сельский туризм, установка солнечных батарей, производство одежды.
По словам Лю Юнфу, бывшего руководителя Ведущей группы Госсовета КНР по борьбе с бедностью и развитию, из 98,99 млн живущих в нищете китайцев 92% приняли участие в программах экономического развития в последние годы, свыше две трети малоимущих семей получили выгоду от тесного взаимодействия с новыми типами деловых предприятий. Более чем миллиардные инвестиции правительств на всех уровнях в различные отрасли позволили многим деревням и уездам совершить поразительный скачок от отсутствия индустрии к процветанию. Возможности чиновников и жителей в бедных районах страны совершенствовались. Все это заложило прочный фундамент для усилий Китая по всестороннему строительству среднезажиточного общества и всеобщего возрождения сел.
Всеобщее процветание, за которое выступает Китай, ни в коем случае не является ограблением богатых ради помощи бедным, как это превратно истолковывается на Западе. За 70 лет со дня основания Китайской Народной Республики борьба с бедностью прошла три этапа – институциональные реформы, заложившие фундамент для борьбы, сокращение бедности путем масштабного экономического развития и целенаправленное искоренение бедности. Усилия Китая по борьбе с бедностью заложили прочную основу для достижения всеобщего процветания.
За последние десять лет Китай достиг исторических и всеобъемлющих успехов в создании средств к существованию для народа. Однако избавление от бедности – это еще не финишная черта, а всего лишь старт для новой жизни и новых стремлений. И на пути ко всеобщему процветанию без внимания не останется никто.
(При участии Ван Цзюня, заместителя генерального секретаря Китайского фонда сельского развития)