В процессе перехода китайской экономики от высокого роста к этапу высококачественного развития научно-технические инновации служат ключом к созданию новых импульсов и системы высококачественного развития.
Си Цзиньпин указал необходимость реализации высококачественного развития, в котором двигателем служат инновации. Развитие за счет инноваций позволит китайской экономике совершить переход от экстенсивной модели развития к интенсивной.
На протяжении нескольких десятилетий Си Цзиньпин занимал различные руководящие посты. Каким образом ему удалось повысить качество и эффективность социально-экономического развития за счет научно-технических инноваций? И как он настаивает на включении новаторства во все аспекты работы и ведет Китай по пути укрепления собственного потенциала в области науки и техники?
Наука и техника – главная производительная сила
— «Восток-919», рад приветствовать первый рейс С919 Гражданской авиации Китая. Желаю авиалайнеру отечественного производства настоящего взлета в развитии.
— Вас понял, «командный пункт»! С919 – прекрасный самолет, Восточно-китайские авиалинии успешно справятся с полетом!
9 декабря 2022 года в 11 часов 59 минут первый в мире самолет С919 для коммерческой эксплуатации вылетел из шанхайского аэропорта Пудун и плавно приземлился в шанхайском аэропорту Хунцяо. Его пропустили через водяные ворота, символизирующие «летное крещение» в гражданской авиации. Так, этот самолет официально присоединился к парку Восточно-китайских авиалиний.
Благодаря усилиям нескольких поколений разработчиков, на китайском рынке гражданской авиации впервые появился разработанный Китаем реактивный магистральный лайнер.
Си Цзиньпин сразу же выразил свои поздравления, призвал коллектив прилагать усилия для достижения еще более значимого прогресса в ключевых технологиях.
В процессе реализации в Китае стратегии развития за счет инноваций Си Цзиньпин был очень обеспокоен некоторой «непроходимостью» в ключевых областях. Он неоднократно подчеркивал необходимость накапливать силы для проведения собственных передовых научных и технологических исследований, прилагать усилия для преодоления ключевых технических проблем, повышать самостоятельность и степень лидерства в важных областях и в ключевых звеньях.
Так, на протяжении многих лет он держал в фокусе пристального внимания поддержание самостоятельных разработок отечественного пассажирского самолета.
В 2007 году во время работы Си Цзиньпина в Шанхае первый китайский реактивный региональный лайнер малой и средней дальности ARJ21 с независимым правом на интеллектуальную собственность вступил в ключевую стадию окончательной сборки. Это был один из важных научно-технических инновационных проектов государственного уровня, реализованных в Шанхае.
Тогда узнав об этом, Си Цзиньпин приехал на Шанхайский авиазавод, чтобы выразить поддержку всем разработчикам проекта нового регионального лайнера ARJ21.
На встрече с ними он сказал: «На проект нового регионального лайнера надеется вся партия и народ, он воплощает историческую миссию развития гражданской авиационной промышленности Китая».
В то время в разработке гражданского пассажирского самолета отечественного производства Китай уже пережил сложные перипетии в течение нескольких десятилетий, как говорится, это был период «постоянных изысканий и поражений, снова очередных поражений, за которыми следовали все новые изыскания».
Доверие Си Цзиньпина вдохновило конструкторский коллектив.
В 2008 году успешный испытательный полет ARJ21 открыл новую страницу в гражданской авиации Китая.
В том же году Шанхайский авиазавод вошел в состав только что созданной Коммерческой авиационной корпорации Китая и приступил к разработке большого лайнера C919.
Однако в процессе разработки не все было так гладко.
В мае 2014 года разработчики проекта лайнера C919 столкнулись с проблемой невозможности окончательной сборки и сдачи модели в срок. Си Цзиньпин сразу же прибыл в Шанхай в центр научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов Коммерческой авиационной корпорации Китая, чтобы воодушевить людей. Он спокойно попросил летчиков рассказать о деталях испытательного полета, поднялся на борт модели лайнера, осмотрел кабину пилота и салон, подробно расспрашивая о всех тонкостях разработки.
Теплые и воодушевляющие слова Си Цзиньпина тронули за живое многих исследователей.
«Авиационная промышленность Китая прошла трудный, неровный извилистый путь. А сегодня мы можем «прыгнуть выше головы», мы обладаем хорошим потенциалом и прекрасным стартом. Надеюсь, что вы не прекратите своих усилий, будете добросовестно относиться к работе. Если мы хотим стать могущественной державой, необходимо усилить производство оборудования и иметь собственный лайнер. Я возлагаю на вас большие надежды».
Раздались бурные аплодисменты.
Главный конструктор авиалайнера С919, академик Китайской академии инженерных наук У Гуанхуэй вспоминает:
— Генеральный секретарь указал нам направление развития. Мы должны стимулировать развитие производства оборудования. В небе появятся наши собственные отечественные самолеты. Это были слова огромной поддержки.
Прошло целых 15 лет, как проект лайнера С919 был запущен в 2007 году, самолет совершил свой первый полет в 2017 году, а потом получил летный сертификат Управления гражданской авиации Китая в 2022 году.
Самолет С919 китайской разработки уже «расправил свои крылья», он активно используется в гражданской авиации, что оправдало чаяния китайского народа о создании собственного самолета. Этот самолет также стал свидетелем инновационного процесса в авиационной промышленности Китая.
Высокие профессионалы – главный потенциал страны
Си Цзиньпин часто подчеркивает важную роль научно-технических инноваций. Он сказал: «С расцветом науки и техники будет процветать и вся нация, от профессионализма кадров зависит и могущество страны».
На протяжении многих лет в процессе продвижения степени самостоятельности в развитии науки и техники, Си Цзиньпин постоянно с особым вниманием относился к научно-техническим работникам. Во время работы в регионах он оказывал всестороннюю поддержку научно-техническому персоналу в разных аспектах инновационной сферы.
Когда Си Цзиньпин работал секретарем парткома в провинции Чжэцзян, научно-технические работники его ласково называли «наш завхоз».
17 ноября 2005 года прошедший обучение за границей и вернувшийся домой доктор Дин Лемин, который три года занимался разработкой новых лекарственных препаратов, написал письмо Си Цзиньпину.
После возвращения на родину Дин Лемин во главе научно-исследовательской группы, преодолев ряд трудностей, завершил доклинические исследования таргетного препарата нового поколения для лечения рака легких.
Однако подав заявление о выдаче разрешения на проведение клинических испытаний, Дин Лемин не получил ответа.
Учитывая, что разработка нового поколения противораковых лекарственных препаратов чрезвычайно важна и неотложна, Дин Лемин написал письмо секретарю парткома провинции Си Цзиньпину. В письме он сказал:
«Разработанный икотиниб гидрохлорид (Icotinib Hydrochloride Tablets) – это новое поколение противораковых молекулярно-нацеленных таргетных препаратов с независимым правом на интеллектуальную собственность, это идеальное лекарство для больных раком. Зарубежные аналоги лекарства уже потихоньку появляются на китайском рынке, впрочем, они дорогие, что делает их недоступными для большинства больных».
Это было не просто письмо, но и последняя надежда Дин Лемина и его группы.
Вопреки всем ожиданиям, спустя всего 5 дней Си Цзиньпин дал указания, потребовав от компетентных органов узнать о ходе разработки нового лекарственного препарата и потребностях научно-исследовательских работников, в то же время скоординировать действия компетентных ведомств для ускорения рассмотрения и выдачи разрешения. Многие важные аспекты письма ученого Си Цзиньпин выделил и подчеркнул.
Через семь месяцев в июне 2006 года начались клинические испытания икотиниба гидрохлорида, который позже стал первым самостоятельно разработанным отечественным противораковым таргетным молекулярным препаратом, который получил наименование Conmana.
12 августа 2011 года препарат Conmana официально вышел на фармацевтический рынок. Его эффект был лучше импортных аналогов, а цена на 40 процентов дешевле.
По словам Си Цзиньпина, люди – это основной источник, стимулирующий научно-технические инновации страны. На протяжении многих лет он уделяет большое внимание работе по поддержке профессионалов, в особенности молодых научно-исследовательских работников, чтобы они взяли на себя большую ответственность за научный потенциал страны, а также чтобы укрепить команду высококлассных научно-исследовательских и новаторских кадров.
Инновации – важная движущая сила развития
«Обладающий первоклассными профессионалами, способными к инновациям, обладает преимуществами и доминированием в научно-технической инновации».
В процессе продвижения научно-технических инноваций Си Цзиньпин придает большое значение устранению препятствий для предприятий за счет институциональных реформ, стимулирования инновационной активности предприятий, повышения эффективности внедрения достижений науки и техники, повышения уровня производства.
15 мая 2001 года в бытность главы правительства провинции Фуцзянь Си Цзиньпин прибыл с инспекцией в Фучжоу на судостроительный завод «Мавэй».
Этот судостроительный завод имеет вековую историю, это ключевое госпредприятие, ориентированное на экспорт судов. Из-за нехватки средств на обновление оборудования и технологическую модернизацию, а также ввиду отсталых методов управления, на фоне финансового кризиса судостроительный завод в то время испытывал трудности и даже оказался на грани банкротства, началась утечка высокопрофессиональных кадров.
Были трудности с заказами, с судостроением и с доставкой.
Узнав о тяжелом положении судостроительного завода, Си Цзиньпин выдвинул тезис о том, чтобы избавиться от долгового бремени путем диверсификации инвестирования и финансирования. На основе этого решения был найден новый путь — провести акционирование этого старого госпредприятия.
Так, деятельность судостроительного завода вновь оживилась. А между тем, Си Цзиньпин выдвинул новое требование: стать лидером в технологических инновациях.
Одним июньским воскресением 2002 года был сдан в эксплуатацию контейнеровоз в 700 стандартных контейнеров, который завод «Мавэй» направил в Германию. Си Цзиньпина пригласили на осмотр отправки.
Ранним утром прибыл Си Цзиньпин с небольшим сопровождением. Он внимательно осмотрел контейнеровоз, спустился в трюм, прошел в кабину и в каюту шкипера. Затем он поговорил с генеральным менеджером Фуцзяньской судостроительной корпорации Се Цзоминем.
Си — Какова доля отечественных деталей на этом контейнеровозе?
— Основные элементы оборудования и навигационная система — импортные.
Си — Чтобы наладить развитие судостроения, необходимо сосредоточиться на повышении технического уровня. Не надо всегда заниматься лишь физическим трудом, мы должны уделять внимание высококачественным,точным и новейшим технологиям, расширять отечественное производство и овладевать творческой инициативой.
Слова Си Цзиньпина указали новое направление для развития судостроительного завода, — за счет научно-технических инноваций.
В 2006 году на самой престижной Международной морской выставке в Гамбурге фидерный контейнеровоз от производителя судостроительного завода «Мавэй» расценили как эталонное судно.
С тех пор на протяжении многих лет судостроительный завод непрерывно увеличивает инвестиции в научно-исследовательский комплекс, строит корабли базового уровня, разрабатывает оборудование для морских гидротехнических сооружений, осваивает ряд новых областей, таких как разработка высококлассного водолазного судна поддержки, сооружения для океанического рыболовства. Судостроительный завод постепенно превращается в ведущее предприятие по производству высокотехнологичного оборудования.
Заключение
Си Цзиньпин считает инновации ведущей движущей силой развития. Внедрение инноваций – это стремление к развитию, а от стремления к инновациям во многом зависит будущее.
В ходе реализации стратегии развития, драйвером которого являются инновации, только поставив научно-технические инновации на главное место в развитии страны, осуществляя научно-технические разработки на основе новых тенденций глобальной научно-технической революции, можно обеспечить устойчивую базу для высококачественного развития.