Работы художника экспонировались на выставках в музейном центре «Площадь Мира» в Красноярске и в Новосибирском художественном музее. Путешествие картин в Сибирь – дань памяти мастера и уважения его малой родине.
На выставке в Русском музее, которая откроется 30 ноября, можно будет увидеть произведения Сурикова из коллекции Русского музея, Третьяковской галереи, других музеев и частных собраний России. Экспозиция будет состоять из 120 произведений мастера.
Одним из ключевых произведений выставки станет историческое полотно «Степан Разин», которое в настоящий момент находится в процессе реставрации.
Василий Иванович Суриков (1848-1916) – русский живописец, мастер исторической картины, член Товарищества передвижных художественных выставок.
Будущий великий художник Василий Суриков происходил из казачьего сословия, родился в далеком от столицы Красноярске, на сибирской реке Енисей. Про данный самой природой волевой характер Сурикова московский коллекционер Павел Третьяков говаривал: «Краснояры – сердцем яры!»
В историю русского и мирового искусства Василий Суриков вошел, в первую очередь, как мастер исторических картин. Сам он про это так говорил: «Ничего нет интереснее истории. Только читая про время историческое, понимаешь настоящее». На его масштабных картинах изображены сюжеты прошлого русской истории, образы старины. Самые известные из работ Сурикова, выполненных в этом жанре, – «Утро стрелецкой казни» (1881, ГТГ), «Меньшиков в Березове» (1883, ГТГ), «Боярыня Морозова» (1884-1887, ГТГ).
Картины Сурикова имеют эпический размах, они многолюдны и многоплановы. При этом каждого персонажа художник наделяет индивидуальными характерами, свойственными ему определенными чертами, настроением и чувствами. Картины Сурикова – это перенесенные на холсты большие исторические драмы. Современники говорили про них, что они исполнены «шекспировских страстей». И действительно, работы Василия Сурикова заставляют зрителей искренне сострадать, вместе с героями переживать их трагическую судьбу, так сильно и убедительно художник мог показать переживания людей. Кроме того, друзья художника говорили, что стоя у его полотен, вникая в сюжеты картин, зритель будто слышит, как с них доносятся говор и выкрики толпы, вздохи и смешки – настолько реалистично написано разворачивающееся действие.