Китай переводит зеленую энергетику на гибридные рельсы. По стране как грибы после дождя начали расти гидро-солнечные, солнечно-ветряные и другие гибридные электростанции. Таким образом страна намерена резко снизить метеозависимость энергомощностей, которые работают на возобновляющихся источниках энергии.
Сегодня КНР находится впереди планеты всей по темпам развития альтернативной энергетики. Как отмечает консалтинговая компания Foreign Brief, «в Китае ежегодно устанавливается больше мощностей новой энергетики, чем во всем остальном мире. КНР сегодня обеспечивает 3/4 от глобального объема новоустановленных солнечных и ветряных станций, 80% — новых гидромощностей».
По итогам 2022 года в Китае новая энергетика обогнала угольную по объему установленных мощностей. От общего объема энергомощностей на угольные ТЭС пришлось 43,8%, а на объекты новой энергетики – 47,3%.
И вместе с тем, в структуре национального энергообеспечения угольные ТЭС продолжали оставаться на первом месте. Угольные электростанции в минувшем году обеспечили порядка 60% энергопотребления, а новая энергетика – лишь около 30%.
Расхождение между показателями установленных мощностей и долей в энергообеспечении объясняется разницей во времени полезной работы различных типов станций. У объектов новой энергетики этот показатель ниже. Так, на солнечных электростанциях электричество генерируется в среднем 1500 часов в год, на ветряных – 2500, на ГЭС – 3500; а вот на ТЭС – уже от 4,5 тыс. до 6,5 тыс. часов в год.
Такое серьезное расхождение в показателях обосновывается, во многом, высокой метеозависимостью электростанций, работающих на возобновляющихся источниках энергии. Свидетельством тому – ситуация последних лет, когда усилившиеся летние засухи на юге Китая приводили к остановке ГЭС, что влекло веерное отключение электричества в домах и на предприятиях.
Изменения такой ситуации в обозримом будущем не предвидится – было решено к ней приспосабливаться. Инженерное решение оказалось довольно простым: ГЭС стали превращать в гибридные электростанции за счет установки на их базе целых полей из солнечных батарей – в итоге они могут вырабатывать электричество даже в самые лютые засуху и солнцепек.
Крупнейший из подобных объектов был сдан в эксплуатацию 25 июня нынешнего года. Объект «Кэла» находится в верховьях реки Ялунцзян в провинции Сычуань. По словам главного конструктора У Ди, преимущества проекта в том, что он может давать электричество более стабильно, чем простые солнечные- или гидроэлектростанции. Когда энергии за счет фотовольтажа не вырабатывается, на выручку приходит ГЭС, и наоборот. Уникальность гибридной электростанции еще и в том, что это самый высокогорный из подобных проектов. Он находится на высотах от 4000 до 4600 метров – это на километр выше, чем административный центр Тибетского автономного района Лхаса. Общая мощность объекта превышает 1 млн кВт, площадь – 16 млн кв. м., или порядка 2000 футбольных полей. Его эксплуатация позволит экономить до 600 тыс. тонн угля в год и сократить эмиссии углекислого газа на 1,6 млн тонн.
Свою лепту в развитие гибридной зеленой энергетики привнесла и восточнокитайская провинция Шаньдун. Здесь – в городе Биньчжоу – построят уникальную солнечно-ветряную электростанцию площадью порядка 31,5 кв. км. с общей установленной мощностью 18,5 млн кВт. Уникальность проекта в том, что на базе электростанции появится огромное рыбное хозяйство. Прямо под солнечными панелями будут располагаться пруды, где будут разводить живую рыбу. Солнечные панели будут отбрасывать тень на заводи, защищая их от высыхания и понижая температуру воды, что благотворно скажется на приплоде рыбы. В результате проект позволит и удовлетворить местный спрос на морепродукты, и выработать 10,5 млрд кВт/ч электричества в ближайшие 25 лет. Это сократит эмиссии углекислого газа на 8,9 млн тонн, сэкономит 3,5 млн тонн угля.
Напомним, что Китай активно развивает новую низкоуглеродную энергетику в рамках широкой стратегии построения экологичной цивилизации. К 2030 году КНР намерена пройти пик эмиссий углерода, а к 2060 – достичь углеродной нейтральности. Возведение новых гибридных объектов зеленой энергетики рассматривается как один из важных инструментов достижения этой цели.
Константин Щепин