В последнее время некоторые западные страны обвиняют Китай в создании так называемых «избыточных мощностей» в секторе новых источников энергии и проведении демпинга продукции за рубежом, что якобы наносит ущерб экономике других стран. Факты, однако, доказывают, что вся эта шумиха беспочвенна, и вообще не существует никакого «избытка китайских производственных мощностей» — ни в самой стране, ни за рубежом.
По статистике, в 2023 году производство и продажи автомобилей на новых источниках энергии (NEV) в Китае составили 9,58 млн и 9,49 млн соответственно. Разница между спросом и предложением в 100 тыс. единиц является нормальной, ведь в условиях рыночной экономики дисбаланс между ними — это обычное дело. А это значит, что никакого «избытка мощностей» в Китае просто не существует. Более того, к концу 2023 г. в Китае было сохранено 20,41 млн автомобилей на новых источниках энергии, что составило 6% от общего количества транспортных средств. Согласно отчету «Перспективы развития электромобилей в мире», опубликованному 23 апреля Международным энергетическим агентством (МЭА), к 2030 году доля электромобилей в Китае превысит 30%. Кроме того, к 2035 году половина мировых продаж автомобилей будет приходиться на электромобили. На фоне экономической глобализации, чтобы удовлетворить такой огромный рыночный спрос, действующие производственные мощности как в Китае, так и в других странах, можно оценить далеко не как избыточные, а скорее — недостаточные, и их следует продолжать оптимизировать и совершенствовать.
На протяжение более 20 лет правительство КНР, подобно другим западным странам, оказывало необходимую поддержку и умеренные субсидии на ранних этапах развития сектора новых источников энергии. Однако в последние годы эти субсидии уже полностью отменены.
Одновременно правительство Китая поддержало конкуренцию на внутреннем авторынке. Если взять в качестве примера автомобили на новых источниках энергии, то, с одной стороны, десятки отечественных компаний, таких, как BYD, Huawei, Xiaomi, Baidu, вступили в борьбу на этом поприще, а выжившие компании преодолели множество трудностей и стали победителями на указанном рынке. С другой стороны, китайское правительство расширило открытость рынка и привлекло иностранные автогиганты, такие как Volkswagen, BMW, Toyota и др., к созданию в Китае платформы для производства и внедрения электромобилей. В 2019 г. в Шанхае заработал суперзавод американской автокомпании Tesla. В том числе и благодаря совершенствованию цепочки поставок и мощным производственным мощностям в КНР компания Tesla вскоре стала крупнейшим в мире продавцом электромобилей. В условиях жесткой конкуренции с западными автогигантами китайские автобренды также увеличивают инновационные и научно-исследовательские инвестиции, чтобы непрерывно улучшать качество своей продукции. В 2023 г. китайский автобренд BYD «заменил» Tesla и стал мировым лидером по продажам электромобилей, демонстрируя высокую конкурентоспособность китайских автобрендов.
В секторе водородных топливных элементов Китай был «последователем», но в секторе новых источников энергии, как отметил администратор МЭА Фатих Бироль, Китай является лидером. Согласно статистике, более половины автобрендов на новых источниках энергии, зарегистрированных во всем мире, приходится на Китай, вслед за ним идут бренды европейские. Китайские бренды больше не являются синонимом низкого качества и низких цен. Китайские автомобили признаны на международном рынке за их стиль, технологичность, функциональность и качественный сервис. В 2023 г. из Китая было экспортировано 1,2 млн электромобилей в Европу, Юго-Восточную Азию, на Ближний Восток, в Латинскую Америку и другие регионы, что составило 12,6% от общего объема экспорта. Данные показывают, что цены на китайские электромобили, экспортируемые в Европу, выше, чем в КНР, но западные СМИ упрямо повторяют, что это «демпинг» только потому, что цены на китайские автомобили ниже, чем на западные. Используя этот повод, западные страны проводят антидемпинговые расследования, чтобы позже ввести высокие налоги и тарифы, и тем самым вытеснить китайские автобренды и искусственно ограничить конкуренцию на европейском рынке. На самом деле, такие протекционные меры не позволят спасти западные автобренды с неэффективными производственными цепочками.
Как страна с рыночной экономикой, Китай испытывал избыток мощностей в традиционном производстве, в связи с чем страна начала трансформировать свою промышленную структуру и повышать производительность за счет инноваций. Сегодня Китай обладает высококачественными производственными мощностями для производства самой современной продукции, такой как автомобили на новых источниках энергии и фотоэлектрическая продукция. Если эти и другие китайские продукты и их производители не будут подавляться западными странами, а будут участвовать в международной рыночной конкуренции на равных и беспристрастных условиях, то они с уверенностью окажут помощь странам всего мира в совместной борьбе с изменениями климата и в стремлении к «зеленому» развитию.
(Автор: Ли Цзе)