Загадочные обитатели дворцовых крыш
Скорее всего вы не раз замечали группу декоративных фигурок, гуськом выстроившихся на наклонных ребрах крыш старинных китайских строений. «Отряд хранителей» украшает китайские здания начиная с эпохи Мин, вместе с принципами архитектуры он «переехал» на крыши дворцов Кореи, однако мало кто из современных жителей этих стран может рассказать, что это за звери, почему сидят в таком порядке и количестве, и что они символизируют.
1. Дракон или Цилинь – самый главный единорог Китая, олицетворяющий гуманность, мудрость и вообще все виды конфуцианской добродетели. Несмотря на то, что визуально первая фигурка указывает именно на Цилиня, китайские источники на этом месте указывают именно на Дракона – символ Императорской власти и всего, что с ней связано. Кроме того, дракон является повелителем водной стихии и эта его особенность особенно ценна для деревянных строений.
2. Фэнхуан (凤凰) — «китайский феникс», который, в отличии от своего ближневосточного собрата, знаменит не столько способностью возрождаться из пепла и повелевать стихией огня, сколько чувствительностью к гармонии внешнего мира. Считалось, что появление Фэнхуана символизирует истинно добродетельное правление, а фигурка феникса на крыше дома – символ мира и покоя его обитателей.
3.Лев (狮子) – из тех самых парных фигур, которые вы можете наблюдать на страже входов восточных зданий. Символ Льва не является китайским изначально, а был «импортирован» в культуру Поднебесной вместе с Буддийским учением, в котором ему была отведена роль защитника Будды и его Закона. Поэтому традиционно львы ставились перед входом именно буддийских храмов (тогда как конфуцианские и административные заведения охранялись парой Цилиней или Седжи). Однако в течение времени лев стал символом охраны закона и порядка в более широком смысле и в отряде Цзоушоу выполняет именно эту роль.
4.Небесная лошадь (天马) — Тяньма, крылатый конь из китайской мифологии, способный за один день преодолеть тысячу ли по земле или воздуху. В древности, во времена династии Хань (II в.до н.э. — II в.) «небесными лошадями» называли ферганских скакунов, позволить владеть которым мог только очень-очень состоятельный человек. Возможно, с тех пор Тяньма и стал некоторым символом высокого статуса своего хозяина, а фигурка на крыше – символом богатства его владельца.
5. Морская лошадь (海马) – Хайма, олицетворяет верность и храбрость. Согласно легендам, именно морская лошадь явилась легендарному императору Фу-си и подарила ему триграммы багуа, от которых и произошла вся китайская письменность.
Мифические лошади в различных вариантах могут приобретать разные виды фигурок: где-то они весьма условны и больше походят на драконов, а где-то — выполнены с анималистической точностью.
Несмотря на то, что отдельно нахождение Морской Лошади в составе «отряда хранителей» не очень понятно, зато, если рассматривать ее в паре с Небесной Лошадью, образуется «Символ величия императорской власти, которая простирается высоко в небе и глубоко в море».
6. Яюй (押鱼) — сторожевая рыба, легендарное водяное мифическое чудовище из «Книги гор и морей». Как и все морские животные, призванные на крыши зданий, оказывает помощь в тушении и предотвращении пожаров.
Изображается Яюй по-разному: его фигурка может отчетливо быть похожа на рыбу, а может очень походить на (1) Дракона или (9) Доуню, но отличить его все равно можно по обязательно присутствующему рыбьему хвосту.
7. Суаньни (狻猊) – дракончик, похожий на сидящего льва так же входит в семью «9-ти сыновей Дракона».
Кроме крыш часто встречается на украшении ножек храмовых курильниц, т.к. считается, что это и есть любимое занятие Суаньни – сидеть в медитативной позе и наслаждаться запахом благовоний. Его «супер-сила» заключается в способности отвращать злые чары своим безмятежным видом, что может очень пригодиться обитателям дома.
8. Сечжи (獬豸) – еще один вид китайских единорогов, в агрессивной форме отвечающий за соблюдением закона и порядка. В IV–III вв. до н. э. это животное изображали на шапках судей и цензоров, а в период Хань — на сиденьях судей.
9. Доуню (斗牛) — один из подвидов дракона, с головой быка, покрытый рыбьей чешуей. Визуально, его фигурка может быть похожа на (1) Дракона или даже (6) Яюя, но на голове обязательно будут отличительные бычьи рога. Доуню умеет глотать облака и выплевывать их обратно в виде росы, поэтому также может оказаться весьма полезен в случае пожара.
На крышах зданий исключительной важности, таких, как, например, Тронный зал Императорского дворца (зал Тайхэдянь, Гугун) можно встретить даже 10-го участника «отряда Цзоушоу», добавленного к стандартному полному комплекту:
10. Ханши (行什) – в прямом переводе означает «десятый в ряду» и имеет вид крылатой обезьяны. В руках обезьяна держит «ваджру» — волшебный жезл из двух корон, символизирующий силу Закона Учения в Буддизме и защиту от сил зла в народных поверьях. Исследователи не исключают того, что «Ханши» также может изображать короля обезьян Сунь Укуна (孫悟空) или божетсво грома Лэй-гуна (雷神雷公)
Мы видим, что из 9 основных участников «отряда Цзоушоу» на скатах ребер крыши, минимум 4 заведуют водой (еще не считая существ, расположенных на коньках и других частях строений). Это не случайно – постройки в старом Китае и Корее были в основном деревянными и пожар представлял для них основную опасность.
Также, следует заметить, что описанный выше набор украшения крыш разрешалось устанавливать только на административные здания, дворцы и храмы.


