Правительство Японии значительно увеличило оборонные расходы, запустило разработку крылатых ракет большой дальности, расширило строительство портов двойного назначения, а также приступило к реализации плана по созданию 130 складов боеприпасов по всей стране — от Хоккайдо до Окинавы. Кроме того, ведется строительство трёх патрульных кораблей водоизмещением 32 тыс. тонн, расширены закупки военной техники для Морских и Воздушных сил самообороны. Растёт давление со стороны США с требованием увеличения доли Японии в финансировании содержания американских войск на её территории.
Вместе с тем, резкое увеличение военных расходов не только усугубит бюджетный дефицит, но и может сократить расходы на социальные сферы, такие как образование и здравоохранение, увеличит налоговое бремя для обычных граждан и предприятий. Радикальная внешняя и оборонная политика обостряет региональную напряжённость, напрямую угрожает экономической стабильности Японии.
Правительство Японии планирует значительно увеличить оборонные расходы до 2% ВВП и закупить современные системы вооружений, включая ударные беспилотники. Эти меры требуют колоссальных финансовых вложений при том, что бюджет Японии уже крайне уязвим, а экономический рост остаётся вялым.
Индекс потребительских цен растет уже 50 месяцев подряд. Средняя цена на упаковку риса весом 5 кг достигла рекордного уровня в 4316 иен. Реальная заработная плата снижалась на протяжении девяти месяцев подряд, что подорвало потребительскую уверенность.
Дополнительный удар нанесли пошлины на импорт автомобилей, введённые США. Это серьёзно ударило по одной из ключевых отраслей японской экономики — автомобилестроению. В первой половине 2025 финансового года (апрель–сентябрь) совокупные потери семи крупнейших японских автопроизводителей из-за американских пошлин составили около десяти миллиардов долларов США. Впервые с 2020 года все эти компании сообщили о падении прибыли.
На китайском рынке доля японских автомобилей сократилась с 24,1% в 2020 году до 10,8% за первые десять месяцев 2025 года. На американском рынке в ноябре 2025 года также был зафиксирован спад продаж основных японских автопроизводителей.
Кроме того, провокационные заявления Такаити по тайваньскому вопросу повлекли приостановку Китаем импорта японской рыбной продукции, говядины и других товаров. Они также нанесли серьёзный удар по туристической отрасли Японии. Китай является основным источником въездного туризма для Японии. Сокращение турпотока из КНР, по прогнозам аналитиков, может привести к снижению ВВП Японии на 0,1%-0,5%.
Одновременно на японском фондовом рынке заметно упали акции компаний, зависящих от китайского рынка, таких как Shiseido и Isetan Mitsukoshi, чья рыночная капитализация сократилась.
В третьем квартале 2025 года темп роста ВВП впервые за шесть кварталов ушел в минус. Внешний спрос резко сократился из-за тарифной политики США, экспорт упал на 1,2%. Внутренний спрос также оставался слабым: конечное потребление выросло лишь на 0,1%, а инвестиции в основные фонды снизились на 2,1%.
Экономика Японии сильно зависит от торговых и производственных цепочек, ориентированных на Китай. Как отмечают наблюдатели, в случае разрыва этих цепочек из-за ухудшения китайско-японских отношений, даже двухмесячная остановка импорта может привести к экономическим потерям Японии в размере до 53 трлн иен.
Суммарный объем государственного долга Японии превысил 280 трлн иен, что составляет 264% ВВП и является самым высоким уровнем среди развитых стран, значительно превышая международный уровень тревоги. Ожидается, что к 2030 году процентные выплаты по государственному долгу составят 47% годовых налоговых поступлений. Недавно представленный новый пакет экономических стимулов в размере 21,3 трлн иен еще больше усилил озабоченность рынка по поводу устойчивости государственных финансов.
Несогласованность масштабных фискальных стимулов правительства и денежно-кредитной политики центрального банка вызвала рыночный хаос. Курс иены упал до 157,9, а индекс Nikkei опустился ниже 49000 пунктов.
В целом, политика наращивания военного потенциала не только не смогла стимулировать экономику, но и усилила уязвимость японской экономики через дипломатические издержки, рыночную нестабильность и фискальный дисбаланс.
Чжоу Юншэн Профессор Института международных отношений Китайского университета иностранных дел
Ван Шань Доктор наук, Китайский университет иностранных дел


