Недавно опубликованные документы, переданные Россией Китаю, проливают свет на Хабаровский процесс над группой военнослужащих японского «Отряда 731». Материалы охватывают весь ход суда, показывая, как Советский Союз провёл единственное в истории судебное разбирательство по делу о разработке и применении бактериологического оружия. Подробности в сюжете далее.
В 1945 году части японской армии спешно отступали с оккупированных территорий Китая. В их числе был и секретный «Отряд 731», базировавшийся в Харбине и занимавшийся разработкой биооружия и экспериментами над людьми. Перед отходом его участники уничтожили инфраструктуру и документы и убили подопытных. Позднее свыше 200 участников отряда были выявлены в числе 600 тысяч солдат Квантунской армии, захваченных в плен Советской Красной армией.
Среди них был генерал-майор Киёси Кавасима, выпускник медицинской школы в Токио и бывший начальник медицинской службы Квантунской армии. Согласно его показаниям, в «Отряде 731» состояло более чем 3000 человек, он имел филиалы по всему северо-востоку Китая. Подразделения занимались исследованиями, призванными помочь Японии выиграть войну — от тестирования новых методов военной медицины до разработки биооружия. Для достижения этих целей проводились эксперименты над захваченными мирными жителями, включая китайцев, русских и представителей других национальностей. Согласно показаниям, в живых после этих экспериментов не оставалось никого.
Начальник отдела хранения Государственного архивного управления Китая Цяо Юнмэй: «Чтение этой части документов было глубоко шокирующим. Это был не единичный эксперимент над живым человеком. Тесты проводились поэтапно, в течение многих дней. Даже когда человек был на грани смерти, его снова использовали для дальнейших биологических экспериментов».
Представленные в ходе процесса показания раскрывают картину целенаправленной, системной программы биологической войны, подготовленной милитаристской Японией. В 1949 году в Хабаровске советская сторона осудила двенадцать преступников, все они признали вину. Этот процесс остаётся единственным в истории, полностью посвящённым военным преступлениям, связанным с разработкой и применением биооружия. Публикуя эти материалы, Центральный архив Китая подчеркнул, что обращение к Хабаровскому процессу — это принципиальная позиция по сохранению исторической памяти. Сегодня архивы звучат как суровое напоминание: прошлое нужно помнить, чтобы оно не повторилось. Чэнь Мэнфэй, CGTN, Пекин.

