Уже больше года бывший президент России и экс-премьер страны Дмитрий Медведев находится на посту заместителя председателя Совета безопасности. На днях он провел пресс-конференцию, в ходе которой подвел итоги работы Совета безопасности за прошлый год и ответил на вопросы, связанные с продлением действия Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3, ДСНВ) и обеспечением автономной работы российского сегмента интернета. На пресс-конференции он особо отметил, что Россия не нуждается в возвращении в «Большую семерку».
В апреле 2010 года в Праге Д. Медведев подписал с Бараком Обамой ДСНВ-3, срок договора истекает 5 февраля 2021 года. «Новая администрация США проявила желание быстро все пересогласовать и продлить его на пять лет путем обмена нотами, — это обнадеживающий признак, это хорошо», — сказал Д. Медведев.
«Мне кажется, что от этого выиграли все. Прежде всего, выиграл диалог по стратегической стабильности, и выиграли все страны, которые, затаив дыхание, смотрели на Россию и Америку, смогут ли они договориться по этому поводу. Если бы договора не было (мы понимаем, мы все взрослые люди: это не означает, что завтра начнется война), очень важное звено, на котором держится фундамент обеспечения международной безопасности и так называемого стратегического паритета, стратегической стабильности, было бы изъято. А когда изымается звено, всякое может быть».
Говоря о кибербезопасности, Д. Медведев сказал:
«Интернет, как известно, появился в определенное время, и, безусловно, ключевые права на управление — в Соединенных Штатах Америки. Так что потенциально, если случится что-то чрезвычайное, если у кого-то совсем «снесет голову», такое может произойти именно потому, что ключи от этого ларчика находятся за океаном. Мы даже были вынуждены создать свою систему по передаче информации, если вдруг это случится, чтобы можно было электронными сообщениями обмениваться. Технологически для этого все готово. На законодательном уровне тоже все решения приняты, но, еще раз подчеркиваю, это непросто и этого бы очень не хотелось».
На пресс-конференции Д. Медведев также заявил, что Россия не собирается возвращаться в «семерку», так как у этого формата нет перспектив. По его словам, Москва не имеет «особого желания» возвращаться в объединение «в силу слабой легитимности» обсуждений, которые проводят его участники. Зампред Совбеза указал на то, что из «Большой семерки» оказались исключены или никогда не входили многие важные «игроки».
«Никакого особого желания туда возвращаться сейчас не существует. Даже не в силу того, что мы обиделись, надулись и считаем, что все это не нужно, а просто в силу слабой легитимности такого рода обсуждений. Ну хорошо, пообсуждали экономические вопросы, но есть же крупнейшие игроки, которые в «семерку» не входят. Но не обсуждаем с ними — какой в этом смысл?».
По словам зампредседателя Совета безопасности РФ, когда разразился кризис 2008 года, была создана «двадцатка», и объективно тогда «двадцатка» помогла преодолеть кризис, это правда, несмотря на то, что это такой формат обсуждения за большим столом. «Но сейчас, наверное, даже «двадцатка» не является тем местом, где вмещаются все интересы, потому что есть другие форматы — есть БРИКС, есть ШОС, есть наши интеграционные объединения типа ЕврАзЭС», — отметил Д. Медведев.