«Я обвиняю свою страну и моих соотечественников в совершении данных преступлений (расовой дискриминации). Этим деяниям нет прощения. Не простит их ни время, ни история», – пишет в открытом письме своему племяннику в 1962 году по поводу столетия движения освобождения рабов американский писатель африканского происхождения Джеймс Болдуин, который рассказал, как американцы африканского происхождения из поколения в поколение страдали от социальной расовой дискриминации.
К сожалению, и 60 лет спустя, сегодня описываемые американским писателем события по-прежнему происходят: индейцы до сих пор живут жизнью граждан второго сорта, терпя нарушение своих прав. Гибель американца африканского происхождения Джорджа Флойда из-за убийства белым полицейским, а также открытые оскорбления и нападки на американцев азиатского происхождения в общественных местах — всё это свидетельствует о том, что расизм в США продолжает расти, как раковая опухоль.
Приведём в пример проблемы американцев азиатского происхождения. Согласно докладу, опубликованному недавно университетом штата Калифорния, по сравнением с 2019 годом в 2020 году коэффициент преступлений из-за расовой ненависти в США в общем снизился на 7%, в то время как коэффициент подобных преступлений в отношении американцев азиатского происхождения резко вырос на 149%.
Такая ситуация непосредственно связана с тем, что экс-президент США Дональд Трамп умышленно называл коронавирус нового типа «Китайским вирусом», хотя на самом деле правильно проанализировала профессор Принстонского университета Энн Ченг: Дональд Трамп не поднял бы волны ненависти в столь крупных масштабах, если бы не было в США системного культурного расизма в отношении американцев азиатского происхождения на протяжении долгого времени.
Так, к примеру, в системе образования США согласно т. н. «Законам о позитивных мерах» государственные университеты при приеме студентов должны принимать во внимание интересы абитуриентов из числа этнических меньшинств, чтобы они без явных препятствий поступали в вузы. Однако азиатско-американские студенты, по-видимому, не входят в их число. Перед ними ставят наивысший порог, зачастую непреодолимый.
Это яркий случай, но на деле ситуация гораздо хуже. В настоящее время этнические меньшинства в США, имеют гораздо более ограниченные возможности получить прививку от коронавируса, чем белые американцы. Согласно статистическим данным Фонда семьи Кайзера, по состоянию на 6 апреля в 41 штате США 28% белых, получили прививку как минимум одной вакциной, а среди латиноамериканцев и афроамериканцев привились лишь 16% и 17% населения.
Очевидно, что в Соединенных Штатах расизм носит всеобъемлющий, системный и постоянный характер. Превосходство белых пронизывает все аспекты жизни американского общества, ущемляя базовые права человека представителей этнических меньшинств. Это не только привело США к невиданному социальному расколу, но и сорвало лицемерную маску с самой концепции «американских прав человека».
В конце августа 1963 года Мартин Лютер Кинг, лидер афроамериканского движения за гражданские права и свободы, выразил надежду, что «Мои четверо детей однажды непременно будут жить в стране, где люди будут оценивать их не по цвету кожи, а по моральным качествам и поведению». Однако сегодня этнические меньшинства в Соединенных Штатах все еще «не могут дышать». Сбудется ли когда-нибудь желание Мартина Лютера Кинга? Можно ли избавиться от «первородного американского греха» расизма? Вопрос настолько острый, насколько и риторический.