Гуцинь – семиструнный щипковый инструмент. Имеет и другие названия – «цинь» или «яоцинь». Согласно преданию, гуцинь был создан предками китайцев в доисторические времена, а 3000 лет тому назад, при династии Чжоу он уже получил широкое распространение.
Гуцинь отличается изящным видом, благозвучным тоном и разнообразием тембра звучания. В древние времена существовал особый ритуал для тех, кто играл на этом инструменте. Так, передначалом игры исполнитель должен был помыться и переодеться. Потом зажечь благовония, сидеть, поджав под себя ноги, и положить гуцинь на ноги или на стол. Только после исполнения этого обряда можно было начать игру. Во время исполнения музыкант перебирал струны левой рукой, а правой рукой, касаясь струн, изменял тональность. Круглые метки на поверхности гуциня указывают позиции обертонов или мест, где следует располагать пальцы при игре.
Китайская музыка в древности была тесно связана с развитием самого инструмента. Исторические документы показывают, что в Древнем Китае любителями игры на гуцине, были преимущественно образованные люди. Они внесли большой вклад в создание мелодий, исполнение и распространение искусства игры на гуцине.
Этот инструмент отличается особой техникой изготовления. «Золотой век» искусства игры на гуцине – период династий Тан и Сун. В это время существовало много разновидностей древнего музыкального инструмента, которые отличались своим изяществом и приятным тембром. Но со временем приемы изготовления гуциня были утрачены. Те инструменты, которые сохранились до наших дней, сделаны самими музыкантами. Поэтому они совсем разные как по размерам, так и по деталям. В последние несколько десятилетий в Китае уделяется большое внимание развитию этого вида искусства. Сегодня все больше людей увлекаются игрой на гуцине.
Благодаря высокому разнообразию тембра и различным приемам игры, гуцинь позволяет продемонстрировать яркую выразительность и довольно часто используется как для соло, так и в ансамблях, или в качестве аккомпанемента пению.