Госуда́рственный Эрмита́ж — один из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира.
![](https://radiometro.ru/wp-content/uploads/2021/05/Ermitazh-1-1024x640.jpg)
Музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расположенный в городе Санкт-Петербург. Один из крупнейших художественных музеев в мире. Главный музейный комплекс включает в себя шесть связанных между собой зданий — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В них открыты для посещения 365 залов. Также в распоряжении музея находятся Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец.
![](https://radiometro.ru/wp-content/uploads/2021/05/paradnaya-lestnitsa-ermitazha-1024x576.jpg)
Музей расположен в пяти основных зданиях на Дворцовой набережной, связанных между собой и составляющих единый музейный комплекс. Одним из зданий Эрмитажа является Зимний дворец, в прошлом являвшийся главным императорским дворцом, нынешнее здание которого было построено в 1754-1762 годах.
Также в состав комплекса входит Малый Эрмитаж (Северный и Южный павильоны и Висячий сад), Большой Эрмитаж (также именуемый Старым Эрмитажем), Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр, возведённый над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I.
![](https://radiometro.ru/wp-content/uploads/2021/05/b8ba799s-1920-1024x768.jpg)
Помимо названых объектов к комплексу также относятся Запасной дом Зимнего дворца и Эрмитажный гараж. Первый представляет собой особняк конца 19 века, второй — здание действующего гаража, построенного в 1911 году для императора Николая II.
Эрмитаж: второй день рождения. 17 февраля 1852 года, императорские коллекции Эрмитажа были открыты для доступа публики. Этот день можно считать истинной датой открытия великого музея, хотя годом его основания является 1764-й. Начало собрания. 1764 год считается датой рождения Эрмитажа, поскольку именно тогда императрица Екатерина Великая приобрела свои первые картины — коллекцию, собранную для прусского короля Фридриха II берлинским купцом Иоганном Эрнстом Гоцковским.
![](https://radiometro.ru/wp-content/uploads/2021/05/WOA_IMAGE_1-1024x834.jpg)
Великобритания, 1766-1772 гг.
Вот уже более двух столетий собрание Эрмитажа украшает уникальный экспонат, неизменно вызывающий восхищение зрителей. Это — знаменитые часы «Павлин». Они изготовлены из золоченой бронзы и серебра английским ювелиром и механиком Джеймсом Коксом. Фигуры павлина, петуха и совы, входящие в композицию автомата с часами, снабжены механизмами, приводящими этих птиц в движение. Циферблат расположен в прорези шляпки гриба. Часы были заказаны фаворитом Екатерины II князем Г.А. Потемкиным для Эрмитажа императрицы. Они были привезены в Россию в разобранном виде; собрал их и привел в действие замечательный русский механик Иван Кулибин. На сегодняшний день это единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений и в действующем состоянии.
Китайские коллекции в Эрмитаж.
![](https://radiometro.ru/wp-content/uploads/2021/05/ac9e04ad7adffefd53abfb40996ce754-1024x682.jpg)
Музей обладает отдельными шедеврами древнего искусства – гадательные кости и бронза; некоторыми уникальными памятниками, например, бронзовой скульптурой XI века для изучения акупунктуры. Наиболее полно представлена коллекция прикладного искусства из разных материалов, связанная с традиционными представлениями и символикой Китая и относящаяся ко времени правления двух последних императорских династий – Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911). Это изделия из бронзы (около 400 предметов), фарфора (около 5000), перегородчатой (около 250) и расписной эмали (около 200), шелка. Богато представлено мастерство резьбы из камня и нефрита (около 1000), лака (около 200), отдельные предметы из дерева, слоновой кости, рога носорога.
![](https://radiometro.ru/wp-content/uploads/2021/05/152013_900.jpg)
Китайские предметы как диковинки стали поступать в музеи Санкт-Петербурга уже при Петре I. В основном это были изделия, которые украшали интерьеры дворцов. Коллекции золота (около 200) и серебра (около 250) Китая, в том числе филигранной работы, пополнили Галерею драгоценностей уже при Екатерине II. Коллекционирование китайского искусства в России относится ко второй половине XIX – ХХ веку. Многие памятники поступили из царских собраний, из музея Центрального училища технического рисования (А. Л. Штиглица), некоторые редкие по качеству изделия были привезены как дипломатические подарки.
Китайские коллекции пополнились в XX веке собраниями синологов и частных коллекционеров. Выделяется собрание народной картины «няньхуа» (около 3000 предметов) академика В. М. Алексеева.
![](https://radiometro.ru/wp-content/uploads/2021/05/scale_1200-2-1024x561.jpg)
В 1930–1950-х годах коллекция пополнилась произведениями художников в технике традиционной китайской живописи «гохуа», – Ци Байши, Сюй Бэйхуна и других. Тогда же в дар Эрмитажу правительством Китайской Народной Республики были преподнесены современные и более ранние предметы прикладного искусства.
Мебель из корня дерева.Дерево семейства цитрусовых, гравировка, лак.Китай, провинция Цзянцань, XVIII век.
![](https://radiometro.ru/wp-content/uploads/2021/05/muzey-ermitazh-974138-1024x768.jpg)
Эрмитажное собрание прикладного искусства характеризует все виды традиционного китайского художественного творчества: керамику и фарфор, художественный металл, перегородчатые и расписные эмали, лаки, ювелирное искусство. В Эрмитаже хранится более тысячи высокохудожественных изделий резного камня. Традиционная китайская живопись представлена немногочисленными образцами, среди которых заслуживают внимания произведения, исполненные в технике «гохуа» первой половины ХХ века, в первую очередь работы крупнейших мастеров этого жанра Сюй Бэй-хуна и Ци Бай-шии. Однако коллекция новогодних картин «нянь — хуа» конца 19 начала 20 века, выполненных в технике ксилографии, насчитывающая более трех тысяч листов, занимает второе место в мире по количеству и разнообразию представленных экземпляров
Буров Николай Витальевич — Актер Российского государственного академического театра драмы имени А.С.Пушкина (Александрийский). Председатель правления Санкт-Петербургской и Ленинградской области организации Союза театральных деятелей России.
Общественный деятель, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“» в 2008-2017 годах. Народный артист Российской Федерации. Советник губернатора Санкт-Петербурга.
![](https://radiometro.ru/wp-content/uploads/2021/05/o_burov00.jpg)
Отзыв о музее Бурова Николая Витальевича: «Говоря о главном музеи России, я ожидаемо назову «Эрмитаж» потому, что «Эрмитаж» не только крупнейшее хранилище различных артефактов, начиная с древнейших времен и дальних земель до наших дней, но и крупнейший научно-исследовательский, художественный центр и идеологический центр. Сотрудники «Эрмитажа» очень патриотично называют музей космосом. «Эрмитаж» действительно космос, по-сравнению с другими, прекрасными, замечательными музеями».