«Государственный Эрмитаж» — музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расположенный в городе Санкт-Петербурге Российской Федерации. Основан 7 декабря 1764 года. Является одним из крупнейших художественных музеев в мире.
Крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Музей был открыт для посещения в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Сегодня основная экспозиция занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной Невы.
История коллекции Государственного Эрмитажа официально начинается с правления Екатерины II. Но ее великий предшественник Петр I тоже внес свою лепту. За время его правления в частном императорском собрании появилось множество экспонатов, которые сегодня находятся в Эрмитаже. Например, знаменитое «скифское золото» — драгоценные украшения в виде зверей, хранящиеся в Золотой кладовой. Их купил князь Гагарин для Сибирской коллекции Петра.
В XVII веке между Россией и Китаем постепенно налаживаются добрососедские контакты и обмен товарами. Многие дорогие материалы: шёлк, драгоценные камни и металлы, специи — начинают завозить в Россию.
Заключение Нерчинского договора в 1689 году привело к установлению дипломатических отношений и сухопутной торговли. За время правления Петра I (1682–1725) и императора Канси (1662–1722) из России в Китай и обратно был отправлен ряд миссий, посольств и караванов, которые привозили дипломатические подарки и редкости. Царь обменивался подарками с императором Канси, заказывал и приобретал диковинки, курьёзные и бытовые предметы из экзотических материалов, бронзы, дерева, кости, механизмы — для развития научных знаний о далёкой стране и создания собраний. По указу Петра I стали формировать коллекции этнографического и археологического характера, в том числе для первого музея в Санкт-Петербурге — Кунсткамеры. Много дорогих китайских тканей, обоев, фарфора покупали в Китае и в Европе для оформления дворцов столицы.
Хотя большая часть Петровских китайских коллекций находится в Кунсткамере, многое представлено в Эрмитаже: драгоценные изделия из золота и серебра; экспонаты из каталога Императорского Музея Петрополитана, в том числе переданные в ХХ веке; рисунки, гравюры, книги. На примере китайских памятников, хранящихся в Эрмитаже и связанных с именем Петра I, возможно показать вехи истории отношений России и Китая и продемонстрировать интересы Петра Великого, отразить значимость начинаний царя для музейного дела и науки.
20 апреля 2022 года в Арапском зале Зимнего дворца начинает работу выставка «Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке», организованная в рамках масштабного празднования в Эрмитаже 350-летия со дня рождения императора Петра I (1672-1725).
АВ Государственном Эрмитаже хранятся мемориальные памятники, тесно связанные с Петром Великим. Совершенно особенное место среди них занимают произведения китайского искусства, которые были преподнесены ему в дар китайским императором Канси (правил в 1662-1722) или приобретены в Поднебесной по указам Петра Великого. Восточная коллекция, которая собиралась целенаправленно в первой трети XVIII века в Петербурге, была уникальна для своего времени и по составу, и по количеству памятников, и остается важнейшим свидетельством истории взаимоотношений с Китаем и формирования востоковедной науки и музейного дела.
«Эрмитаж начал год Петра открытием новой Галереи Петра Великого. Он завершит его грандиозным реставрационным праздником «Гардероб Петра Великого. И целый год, каждые три месяца, в Арапском зале будут проходить специальные монографические выставки о Петре. Первая — о китайской роскоши в жизни императора. Выбор зала не случаен. Пётр привёз в Россию первого «арапа», которого обучил и возвысил. И родился Пушкин», — отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
В XVII веке усиливается необходимость установления границ с Китаем на Дальнем Востоке, идёт поиск новых путей «в Индии» и контактов с Персией, активно ищется выход к морю на юге страны. Эти и многие другие причины побуждали Россию интересоваться восточными странами.
Пётр I взошёл на престол в 1682 году, а в 1689 году Ф. А. Головин заключил Нерчинский договор о караванной торговле и границах. Тогда в качестве дипломатических подарков правителям были поднесены удивительные золотые чашечки, украшенные тончайшей филигранью и драгоценными камнями.
В 1692 году из Москвы в Пекин была снаряжена миссия с наказами Петра I об установлении, главным образом, торговых отношений с Китаем. Миссию возглавил Избрандт Идес – нидерландский купец и путешественник, живший тогда в Немецкой слободе. Пётр Великий написал послание китайскому императору Канси, обратившись к нему так: «Великих азиацких стран Императору (Повелителю — зачеркнуто) настоящему богдойскому и китайскому хану, другу нашему, любительное поздравление…», а подписался как «Вашего величества доброй приятель Пётр».
Миссия Идеса длилась 3 года (с 1692 по 1695 годы) и была во многом успешной. Он получил аудиенцию у императора Канси, был одарен подарками, купил много редких изделий. Благодаря этому путешествию дома иностранцев в Немецкой слободе, частные коллекции знати и, конечно, царская казна в последние годы XVII века пополнились большим количеством различных китайских ценностей. Как отмечали современники, особенно много было привезено драгоценных камней, шелка, лака и фарфора.
Важнейшую роль в формировании увлечений Петра I Востоком, в особенности Китаем, сыграло его первое путешествие за границу в 1697-1698 годах. В частности, по возвращении Петра в Москву в столичных аптеках стали использовать специальные китайские фарфоровые сосуды, выполненные из китайского фарфора и украшенные надглазурной росписью с изображением двуглавого орла. Подобные изделия представлены на выставке.
С конца XVII века, в связи с масштабными государственными преобразованиями, китайский шёлк требуется в большом количестве, и не только для бытовых нужд – одежд, обивки мебели, отделки интерьеров. Царь принимает важнейшее решение о шитье флагов и знамен различных полков. Они обычно шились из узорчатых китайских шелков с орнаментами в виде растительных побегов, цветов, облаков, драгоценностей, лент.
Показательно, что дорогой китайский шелк использовался как материал для важных государственных документов, как основа для рисунков и даже для гравюр. В коллекции Эрмитажа хранится гравюра на китайском узорчатом шёлке «Символическое изображение по поводу коронации Екатерины I», созданная в 1724 году И. Ф. Зубовым. Однако до нас дошли и шёлковые одежды, принадлежавшие Петру I. Важнейшим памятником является шлафрок из гардероба императора, сшитый из голубого китайского узорчатого шелка с узором в виде виноградной лозы и тушканчиков. Этот халат по утрам царь носил еще в Преображенском в 1690-х годах.
Любопытна редчайшая группа экспонатов, получившая название «машины на колесах». Механические заводные игрушки были привезены из Срединного государства посольством (с 1719 по 1721 год) капитана Льва Измайлова. На территории Запретного города император Канси основал часовую мастерскую: там он показывал членам посольства различные механические курьезы и часы и передал некоторые изделия в подарок русскому царю. Эти диковинки внутри имеют механизмы, заводятся при помощи ключа и пружинки, ездят на колесах, и у них движутся и крутятся детали. К юбилейному году Петра Великого три игрушки были отреставрированы в Лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа и снова стали двигаться.
На выставке «Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке» кроме художественных изделий показаны рисунки раритетов из коллекции Петровской Кунсткамеры, книги, гравюры и другие памятные предметы, хранящиеся в коллекции Государственного Эрмитажа.