Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) — один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.  Кунсткамера Когда речь заходит о Кунсткамере, то первая возникающая ассоциация у современного человека, что это коллекция чего-то аномального, собрание «уродов», или «монстров». Не таким было восприятие музея на Васильевском острове человеком XVIII в. Музей оказывался не только собранием предметов, но и вместилищем знаний человека о мире и о нем самом. Всё это: и музейные экспонаты, и ранее неведомая простому русскому человеку наука, и даже инструменты, которыми добываются новые знания, — всё было собрано в одном специально построенном здании, которое и сейчас сохраняет свое название — Кунсткамера. В музее сосредоточивались образцы иностранных и российских руд и минералов; здесь изучались флора и фауна России; сюда были привезены из экспедиций предметы быта, верований разных народов России, а позднее и всего мира, находки из «древних могил», то есть все то, что положило начало развитию наук этнографии и археологии. Кунсткамера Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН — это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII — XX вв. МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ и включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. 

Кунсткамера — первый музей в России, учреждённый императором Петром I в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен своей «особенной» коллекцией анатомических редкостей и аномалий. 

Китай считается родиной одной из древнейших цивилизаций мира. Говорят, что культура этой страны передана человечеству самими Богами. История Китая насчитывает около пяти тысячелетий художественного, философского и политического развития. Сегодня культурные традиции, дошедшие из глубины веков, служат неисчерпаемым источником духовной силы и веры китайской нации. Экспозиция, посвященная Китаю, – одна из наиболее ранних и полных этнографических коллекций Кунсткамеры. Это богатейшее собрание художественных изделий, представляющие искусство XVIII-XIX веков, и коллекция фарфора являются предметом гордости музея. Мастера из Китая в совершенстве овладели техникой резьбы по различным поверхностям – от камня и дерева до слоновой кости и лака. Экспозиция представляет образцы одежды, которые знакомят с национальными особенностями костюма разных социальных сословий китайского общества и народов этой многонациональной страны. Несмотря на то, что главными религиозно-философскими явлениями являются конфуцианство и даосизм, в Китае существует множество других учений. На выставке можно увидеть предметы различных культов, верований и обрядов, в частности погребального.

Китайские коллекции являются одним из наиболее ранних и полных этнографических собраний МАЭ РАН.

Музей гордится коллекцией художественных изделий XVIII-XIX вв. и собранием китайского фарфора. Китайские мастера достигли совершенства в резьбе по слоновой кости, лаку, камню и дереву.

Коллекции одежды знакомят с особенностями костюма различных социальных слоев китайского общества, народов многонационального Китая.

Широко представлены предметы культов и погребального обряда, дающие представление о многообразии религиозных учений населения этой страны.Previous

Вид экспозиции «Китай»


Сосуд ритуальный. Бронза; эмаль перегородчатая


Изображение китаянки. Середина ХХ в. Кость слоновая, краска


Туфли женские. XVIII в. Ткань и нить шелковые, хлопок, канва


Ваза с пятью горлышками. Династия Цин (1644-1911), годы правления Цзяцин 1796-1820.  Фарфор


Кувшин. Династия Цин (1644-1911), годы правления Цяньлун 1736-1795. Бронза; эмаль перегородчатая


Заводная игрушка «Китаянка». Начало XVIII в. Слоновая кость, жесть, серебро, тушь


Нефритовая чаша. Конец XIX — начало XX вв. Next


Образцы туши в лакированном ящике. Начало ХХ в.
Рубрика: Музеи2022
Метки: