Резьба печатей является одним из четырех уникальных искусств, составляющих культурное наследие Китая, наравне с живописью, каллиграфией и поэзией.
Древние печати являются живым и нетленным отражением развития китайской письменности. Так как самые ранние найденные печати времен династий Цинь (221207 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. 220) резались с использованием древнего письма чжуань волнистого шрифта, резьбу печатей до сих пор иногда называют чжуанькэ, что в дословном переводе означает — «резьба волной».
История возникновения китайских печатей восходит к династии Шан (XVIXII века до н. э.), когда китайцы, для того чтобы обозначить принадлежность вещей хозяину, начали вырезать свои имена на домашней утвари и документах. Со временем появилась традиция вырезать свое личное имя на маленьких кусочках рога, яшмы или дерева, которые выполняли роль клейма, определяющего и подтверждающего принадлежность вещи конкретному человеку.
Затем границы их применения значительно расширились, они стали и атрибутом власти, и счастливым талисманом, и личной подписью творцов предметов искусства.
В эпоху Сражающихся царств (V II века до нашей эры) появились государственные печати. Печать стала олицетворением социального статуса и власти. Вручение печати стало непременным атрибутом при назначении императором или князем какого-либо чиновника на пост.
При династии Цинь (221-207 до н.э.) печати являлись важным свидетельством достоинства человека, его места в государственной иерархии. Размер, материал, сама надпись строго регламентировались, печати приобрели те специфические черты, которые стали для них характерны на протяжении всего существования императорского Китая (до 1911 г.)
Иероглифы на печати располагаются справа налево и сверху вниз, как и в обычном восточном вертикальном письме, последним иероглифом зачастую выступает само слово «печать». Печать отвечает трём аспектам: законам композиции, стилю каллиграфии и мастерству гравировки. Любое отступление от этих канонов не допускалось.
Во времена династии Цинь сложились три разряда печатей, получившие каждый своё название: «си» императорская печать, обычно нефритовая; «инь» печать владетельных государей и князей, первоначально золотая; «чжан» печать вельмож и генералов.
Считалось, что чем искуснее была выгравирована печать и чем дороже был материал, из которого она была изготовлена, тем богаче считался её владелец.
Обычные жители, как правило, использовали печати из дерева, камня или рога, а знаменитые поэты и чиновники предпочитали печати из красного камня Чанхуа, яшмы, агата, кристалла, слоновой кости и других ценных материалов. Часто периметр печати украшался иероглифами с пожеланиями счастья и благополучия или же изображениями богов.
Для изготовления императорских печатей использовали нефрит, золото и драгоценные камни. Дорогие печати принято было украшать различными надписями сбоку, а навершия, украшенные различными фигурами, часто сами по себе представляли произведения искусства. Особенно популярной была фигура льва символа власти и процветания.
Хотя стиль письма был строго регламентирован, умелый резчик мог варьировать длину, расположение и толщину отдельных черт, чтобы придать надписи изысканность. Кроме того, от резчика требовалось немалое мастерство, чтобы точно рассчитать нужный наклон и нажим и чтобы, в результате, готовая фраза казалась как бы свободно «текущей». Иероглифы на печати могут быть рельефными (выпуклыми) или углубленными в зависимости от способа изготовления: «Инь» или «Чжывэнь» красный фон и белые иероглифы; и «Ян» или «Байвэнь» белый фон и красные иероглифы. Краска (чернильная глина «инь-ни»), первоначально изготовлялась из киновари, экстракта кораллов с добавлением масел, иногда даже с дополнением пыли из драгоценных металлов.
На печатях изображали не только иероглифы, существовал еще один вид гравировки печатей гравировка рисунков. На древних печатях, обнаруженных во время раскопок, на различных предметах изображали драконов и фениксов, тигров, журавлей и других животных, приносящих удачу.
Также существовали печати со строчками из поэтических произведений, которые соответствовали настроению или тому, что было изображено на картине. Такие печати часто можно увидеть на живописи.
Творческие деятели использовали печати чаще всего с псевдонимами. Раньше китайцы имели несколько имен, их личное имя было элементом табуированным, используемым лишь в кругу семьи, а под литературным именем они были известны широкой публике, подписывали свои произведения, стихи, картины и так далее. Личная печать для мастера художника-каллиграфа была больше, чем замена личного автографа, и даже больше, чем незаменимый атрибут стиля на картине. Это была настоящая магическая вещь, личный амулет.
В современном Китае маленькая красная печать все еще сохраняет позиции как в бизнесе, так и в культуре. Личные печати тоже никуда не делись: официальные используют врачи, банковские служащие и представители некоторых других профессий. Правительственные ведомства заказывают, как правило, бронзовые печати, учреждения попроще деревянные. Частные лица выбирают материал исходя из своего статуса и достатка. Дорогие печати, как и раньше, украшают надписями и фигурками.