Китай по итогам 2022 года нарастил свой ВВП на 3% — до 121 трлн юаней. Об этом сообщает 17 января Госстатуправление КНР. «Птицей-тройкой» национального развития стали инвестиции, производство и внешняя торговля. Сильно пострадавшая от неблагоприятной эпидемической ситуации розница — топталась на месте, а рынок жилья так и не смог оправиться от затяжного кризиса.
Рост промпроизводства по итогам года в КНР составил 3,6%. Небывало высокие темпы развития продемонстрировал сектор электромобилей: 97,5%. Ажиотаж наблюдался в связи с тем, что 2022 год был последним, когда правительство выделяло дотации на производство электромобилей, и предприятия стремились максимально освоить поддержку государства. В наступившем году, по прогнозам, темпы роста производства и продаж авто на новых источниках энергии сократятся более, чем вдвое – до 40%. Впрочем, это тоже неплохо: по итогам 2023-го объем сбыта этих авто может достичь 10 млн единиц, что обеспечит порядка 40% от авторынка.
Розница в 2022 году просела на 0,2%. Хотя продажи товаров выросли на 0,5%, статистику утянул вниз ресторанный бизнес, доходы которого рухнули на 6,3% из-за постоянно вводившихся в минувшем году карантинных мер. Традиционно хорошо на этом фоне чувствовали себя онлайн-продажи, которые выросли на 6,2% в годовом исчислении и сейчас обеспечивают уже 27,2% от общего объема розницы.
Объем внешней торговли Китая вырос на 7,7%. Особенно быстро развивался экспорт: 10,5%. Импорт за 2022-й нарастили на 4,3%. По итогам года Китай остался с положительным внешнеторговым сальдо в 5,86 трлн юаней.
Прекрасные показатели продемонстрировала российско-китайская торговля, объем которой по итогам года вышел на отметку 190 млрд в долларовом исчислении, а в юаневом – преодолел психологически важную триллионную планку, составив 1,28 трлн юаней с ростом в 34,3%. Китайский экспорт в Россию вырос на 17,5%, импорт подскочил аж на 48,6%. Это дает все основания говорить о том, что в 2023-м Россия и Китай выполнят задачу вывести двусторонний товарооборот на уровень $200 млрд в год. С оглядкой на это председатель КНР во время «олимпийской» встречи с Владимиром Путиным в феврале минувшего года предложил новую цель – довести двустороннюю торговлю до $250 млрд.
Инвестиции в основные фонды по итогам года выросли на 5,1%. Капиталовложения в инфраструктуру увеличились на 9,4%, в промышленное производство – на 9,1%.
Активно в КНР действовали зарубежные инвесторы. По данным Минкоммерции КНР, за 11 месяцев ушедшего года в стране было освоено иноинвестиций на $178 млрд с приростом на 12,2% в годовом исчислении. Более 70% от общего объема капиталовложений из-за рубежа привлек сектор услуг. Китай инвестировал за рубеж менее активно, но тоже немало: рост исходящих инвестпотоков за 11 месяцев составил 3,6% в годовом исчислении, объем – $102,6 млрд.
Вполне ожидаемо, падение инвестиционной активности зафиксировано лишь в китайском строительном секторе. Приток капиталовложений в него сократился на 10% в годовом исчислении. Сказалась неуверенность инвесторов на фоне затяжного кризиса на рынке жилья. По итогам 2022-го продажи недвижимости в Китае упали на 24,3% в физическом, и на 26,7% в денежном выражении, что свидетельствует о дальнейшем снижении цен на квартиры в китайских городах.
В целом положительная ситуация в китайской экономике позволила создать по стране 12 миллионов новых рабочих мест, что на 1 млн больше плановых показателей. На начало 2023-го уровень безработицы в городах составил 5,5% — в рамках запланированной нормы. Доходы населения за год выросли на 5%, а с учетом инфляционного давления – на 2,9%.
Ушедший год запомнится началом сокращения численности населения в КНР: оно сократилось на 850 тыс. человек и сейчас составляет 1 млрд 411 млн 750 тыс. человек. Численность трудоспособного населения – 875,5 млн (62% от общей численности). При этом в Госстате отметили рост армии рабочих-мигрантов из деревень: она выросла на 3,11 млн – до 295,6 млн человек.
Плановые показатели развития китайской экономики на 2023-й будут обнародованы в марте по итогам сессии Всекитайского собрания народных представителей (высшего органа власти КНР). Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что они останутся такими же, как и в 2022-м: рост ВВП будет запланирован на уровне примерно 5,5%. Однако если в минувшем году из-за сложной эпидемической ситуации этой цели не удалось достичь, то в году 2023-м задача вполне может быть перевыполнена.
Прогнозным ориентиром в этом отношении являются планы развития по регионам, которые публикуются в январе. Особое внимание аналитики уделяют плановым процентным показателям роста ВВП Пекина и Шанхая, поскольку они не сильно расходятся с общенациональными. В нынешнем году китайская столица планирует увеличить свой валовой внутренний продукт на «более, чем 4,5%», Шанхай – на «более, чем 5,5%». Свои планы опубликовали практически все города КНР с ВВП свыше триллиона юаней (таковых по стране на начало 2022 насчитывалось 24). У отдельных из них планка роста на нынешний год достигает 7%, например, у Чжэнчжоу и Чанша. Рекордсменом по темпам экономического развития планирует стать провинция Хайнань: 9,5%.
Высокие процентные показатели роста, с одной стороны, будут обеспечены низкой точкой отсчета, заданной в 2022 году. Со стороны другой, реальный рост ожидается, прежде всего, за счет восстановления со второго квартала уверенности потребителей и инвесторов, а также благодаря развитию предпринимательской активности в целом после смягчения антиковидных мер с 8 января.
Заметный эффект даст и уже очерченный государством пакет мер стимулирования экономики. Среди них – поддержка инвестиционной активности, снижение налогового давления на малый бизнес, реанимация рынка жилья. Ряд мер в этом направлении принят уже в первые две недели наступившего года. Так, Минфин КНР заявил об освобождении до конца года от НДС малых предприятий с ежемесячным объемом продаж менее 100 тыс. юаней. А Народный банк Китая (Центробанк) отменил минимальную ставку по ипотеке для городов, где цены на недвижимость падают три месяца подряд.
Константин Щепин