Саммит Китай-Центральная Азия заложил краеугольный камень в фундамент новой региональной структуры взаимодействия между КНР и центральноазиатской «пятеркой»

Саммит Китай-Центральная Азия заложил краеугольный камень в фундамент новой региональной структуры взаимодействия между КНР и центральноазиатской «пятеркой»

Состоявшийся 18-19 мая в Сиане саммит Китай-Центральная Азия заложил краеугольный камень в фундамент новой региональной структуры взаимодействия между КНР и центральноазиатской «пятеркой» (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан). Задачи и принципы деятельности новой международной площадки обозначил председатель КНР Си Цзиньпин.

По словам главы китайского государства, механизм Китай+5 будет работать по основным четырем принципам, важнейший из которых – общая и неделимая безопасность, которая послужит гарантом сотрудничества и совместного развития. «Нам необходимо твердо противостоять попыткам внешнего вмешательства во внутренние дела стран региона, попыткам организовать новые «цветные революции». Необходимо следовать политике «нулевой терпимости» к терроризму, сепаратизму и экстремизму», — отметил председатель КНР. «Никто не имеет права сеять раздоры и провоцировать конфронтацию в Центральноазиатском регионе для достижения своих политических целей», — добавил глава китайского государства.

Показательно, что в уложившейся на шесть страниц официальной распечатке выступления Си заявления о безопасности повторяются восемь раз. Это неслучайно, поскольку в Пекине видят, что Запад пытается превратить Центральную Азию в плацдарм сдерживания и противостояния Китаю и России, отметили участники состоявшейся накануне саммита III Центральноазиатской конференции дискуссионного клуба «Валдай». Так, Профессор кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского университета Станислав Ткаченко прямо заявил, что «США рассматривают Центральную Азию как линию противостояния Китаю и России».

«Это чуждая для региона концепция. Американцы утеряли кредит доверия в Центральной Азии. Страны региона стремятся совместно с Россией и Китаем самостоятельно выбирать векторы развития и строить собственную судьбу», — подчеркнул в связи с этим заместитель директора Института философии, политологии и права при Академии наук Республики Таджикистан Рустам Хайдаров.

Действительно, взаимное уважение уникальных национальных путей развития, поддержка суверенитета, независимости и территориальной целостности стали, по словам Си Цзиньпина, еще одним принципом работы нового механизма.

В дополнение к этому идет и принцип «вечной дружбы», который, в частности, предполагает обмен опытом экономического развития и государственного управления, развитие гуманитарных контактов.

Наконец, немаловажным принципом стало взаимодействие во имя общего развития. Предполагается укрепление сотрудничества в рамках интеграционной инициативы «Один пояс, один путь», дальнейшее освоение мощного транзитного потенциала Центральной Азии, создание новых точек роста кооперации по таким направлениям, как сельское хозяйство, борьба с нищетой, медицина и новая энергетика.

Глава китайского государства также обозначил восемь задач нового механизма взаимодействия Китай+5. Перво-наперво, это его дальнейшая институционализация: создание делового совета, институтов координации внешней политики, торгового промышленного и инвестиционного взаимодействия.

Во-вторых, это расширение торгово-экономических связей, в том числе за счет развития договорно-правовой базы в сфере инвестиций и открытия «зеленых коридоров» для поставок сельхозпродукции на всех КПП между странами Центральной Азии и КНР.

В-третьих, предполагается наращивание инфраструктурной взаимосвязанности. Перспективными проектами названы строительство железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан, введение новых железнодорожных маршрутов Китай-Европа, развитие приграничных торговых зон и воздушного сообщения между Китаем и странами Центральной Азии.

Важной задачей названо становление энергетического партнерства Китай-Центральная Азия. В частности, заявлено о планах строительства новой газотранспортной ветки из Центральной Азии в Китай, а также развития сотрудничества в освоении возобновляющихся источников энергии.

Задачей номер пять обозначено взаимодействие в сфере инноваций. В частности, Китай поддержит создание IT-парков в регионе, партнеры займутся разработкой природоохранных проектов, в том числе – по решению экологического кризиса Аральского моря и развитию технологий экономного водопользования.

Своей отдельной миссией Китай выделил работу по борьбе с нищетой в Центральной Азии. Си Цзиньпин подчеркнул, что китайские предприятия постараются создавать как можно больше рабочих мест для местного населения при локализации производств в центральноазиатском регионе. Глава китайского государства заявил о выделении отдельной линии финансирования проектов развития в Центральной Азии на 26 млрд юаней (порядка $3,7 млрд).

Важными направлениями сотрудничества названы также укрепление гуманитарных обменов и совместное содействие восстановлению разоренного войной Афганистана.

По итогам саммита лидеры КНР и центральноазиатской «пятерки» заявили, что будут координировать свои позиции в этих направлениях на встречах в верхах раз в два года. В промежутках между саммитами работа будет обеспечиваться через встречи на уровне глав ключевых ведомств. Предполагается создание механизмов регулярных встреч министров иностранных дел, экономики, промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, образования. Буду созданы форумы регионального сотрудничества, индустриально-инвестиционного взаимодействия, электронной торговли и СМИ. В общей сложности обозначена разработка и запуск 19 площадок.
Следующий саммит Китай+5 пройдет в 2025-м в Казахстане.

Константин Щепин

Рубрика: Россия-Китай: главное
Метки: