Профессор Алексей Маслов — о визите Михаила Мишустина в Китай
Визит председателя правительства России Михаила Мишустина в Китай с точки зрения активизации российско-китайских торгово-экономических отношений — один из самых важных за последние десятилетия. Он стал продолжением встречи президента Владимира Путина и лидера КНР Си Цзиньпина в Москве, после которой сразу стало понятно, что многие китайские компании резко увеличили свою активность в работе с Россией. После визита китайского руководителя значительное число проектов, которые ранее находились в замороженном состоянии или просто реализовывались очень медленно, сразу резко ускорились. Поэтому выбор времени для визита Мишустина осуществлен очень правильно. За этот промежуток — чуть меньше месяца после встречи лидеров — был достигнут целый ряд соглашений по российскому автопрому, по агропромышленному комплексу, по открытию новых железнодорожных веток, в области авиасообщения.
Очевидно, что в этом году у России и Китая заметно вырастет торговый оборот, минимум на 15-20 процентов, если не больше. Но самое главное, у нас происходит диверсификация взаимодействия. Растет доля высокотехнологичной продукции, взаимных инвестиций, развивается более глубокий тип сотрудничества. Мы выходим на создание сложных форм взаимодействия в области науки и образования, таких, как создание совместных лабораторий, научно-технических разработок. Ряд российских компаний, причем высокотехнологичных, выходят на китайский рынок. Мы переходим от обычного простого торгового сотрудничества к глубокому инвестиционному сотрудничеству. Вопрос этот непростой и долгий, но мы видим заметные подвижки в этой сфере.
С точки зрения международного значения визита Мишустина, то ясно, что на Западе к нему отнесутся плохо. На Китай идет огромное давление. Раньше оно было чисто идеологическим, то есть Пекин обвиняли в поддержке «неправомерных» действий России. Сейчас же Запад оказывает на КНР активное экономическое давление. Китайскую продукцию, особенно высокотехнологичную, не пускают на западные рынки, идет давление на американские компании, чтобы те разрывали контракты или уходили с китайского рынка. Пекин, активизируя работу с Россией, идет на определенные экономические жертвы и не скрывает этого. Для Китая это сложный выбор, но он его сделал, и это многого стоит.
При этом активизация сотрудничества России и Китая придаст импульс для подключения к российско-китайским проектам третьих стран. Москва и Пекин реализуют множество проектов, которые носят трансграничный и транснациональные характер. Китай и Россия возобновили диалог по ряду экономических проектов, в первую очередь инфраструктурных, в рамках ШОС и БРИКС. Видны перспективы сотрудничества в Центральной Азии. Даже несмотря на то, что Москва не принимала участие в форуме «Китай — Центральная Азия», тема России на нем упоминалась, страны позитивно относятся к расширению сотрудничества. Кроме того, сейчас мы видим, что происходит определенная синхронизация визитов Мишустина в Китай и Дмитрия Медведева во Вьетнам. Россия расширяет количество партнеров в Азии, причем не на декларативном уровне, а на уровне реальных проектов. Данная тенденция назрела уже давно.