Как известно любая организация располагает ресурсами, но только с персоналом как собственно производителя товара или услуги, который одновременно является и таким же ресурсом организации ее активом, происходи деятельность, производящая и приводящая к результату.
Кадры обеспечивают все процессы?
— управление
— производство
— логистику
— маркетинг
— за счет иных ресурсов, оборудования, технологий и так далее.
Если недостаточно сырья или материалов, или станков, или упаковки, то проблема решается путем закупки и пополнения, например, складских запасов. А если сложности с кадрами? То, это приводит к уменьшению объема товаров и услуг, падение качества, нет новшеств и инноваций, конкуренция других компаний и как следствие уменьшение прибыли и утрате достигнутых рыночных позиций.
Какие основные проблемы с персоналом:
— нехватка управленческих квалифицированных сотрудников;
— низкая квалификация рабочих специальностей и отсюда нехватка персонала;
— отсутствие линейного персонала и низкоэффективный кадровый менеджмент;
— повышенные расходы на зарплаты;
проблемы с привлечением работников из-за границы.
Если ранжировать данные проблемы, то я считаю, что основная в квалифицированных сотрудниках административного звена, как только снижается эффективность менеджмента, так сразу же снижается эффективность всей организации, а если это рыночные отношения, то компания уверенно теряет позиции в конкурентной борьбе.
Далее по степени влияния — отсутствие крепких руководителей среднего звена, выполняющего вспомогательные функции.
Менее ощутимые негативные последствиям, но наиболее существенные по объему – это недостаток квалифицированных специалистов, в том числе на умеющих «общаться на ты» с оборудованием, что приводит к уменьшению объемов продукции или ухудшению ее качества. Если же налицо нехватка линейного персонала, для соответствия масштабам производства попросту недостаточно рабочих рук.
В группу наиболее слабых проблем можно поставить — неэффективный кадровый менеджмент и нерациональное использование финансовых ресурсов на его содержание. Известно, что расходы на обеспечение предприятия административными и рабочими сотрудниками составляют львиную долю совокупных издержек. Поэтому оптимизировать затраты на персонал — значит, уменьшить исходящий денежный поток из организации.
Еще одна проблема, особенно актуальная, это сложности с приемом на работу нерезидентов, потому что, чтобы оформить в штат иностранного сотрудника, необходимо получить множество разрешительных документов. Но как раз из-за этого она не существенная и легко преодолимая.
Теперь идем в обратную сторону в поиске решений от слабых к сильным проблемам. Кадры из-за рубежа можно оформить и для этого созданы все условия. Просто выполняйте и не нарушайте. Неээфективный кадровый менеджмент – решение Аутстаффинг — выведение работников за штат организации. Осуществляется путем официального переоформления персонала в кадровое агентство при сохранении с ними фактических трудовых отношений. Как правило, за штат выводятся линейные сотрудники. Аутсорсинг кадров — наем работников для временной занятости. Компания привлекает сотрудников требуемой квалификации из агентства на субподрядных условиях. Работники продолжают числиться в штате аутсорсера, однако, поступают в распоряжение заказчика для решения текущих задач. При необходимо, подрядчик берет в управление весь бизнес-процесс, как правило, непрофильный, а не только предоставляет сотрудников. Лизинг персонала — краткосрочная аренда специалистов высокой квалификации.
Более сложная проблема с линейного персонала и квалифицированных специалистов, в том числе на умеющих работать на высокотехнологичном оборудовании. Я могу сказать что все больше и больше тренд в решении этих проблем склоняется в сторону – коботов и роботов. Котобы помогают увеличить объем без потери качества линейному персоналу, а роботы полностью заменяют. Вплоть до робота-программиста вместо оператора станка с чпу.
Самая большая проблема на мой взгляд – это управленческие квалифицированные кадры. Под профессиональной деятельностью руководителя в настоящей работе мы понимается – деятельность, направленная на достижение поставленных перед организацией (подразделением организации) целей, осуществляемая в соответствии с занимаемой должностью, посредством осуществления функций планирования, организации, мотивации и контроля. Вот тут у нас все в порядке. Стандарты, нормативы, приказы и тд много совещаний… а результата нет. Почему?
Деятельность руководителя отличается от деятельности других профессиональных групп большей ответственностью принимаемых решений, значительным разнообразием задач, полномочиями распоряжаться ресурсами организации, побуждением к действию других людей, большим числом преимущественно кратковременных действий, широким диапазоном контактов, более частыми вмешательствами извне, преобладанием устной формы общения с окружающими. Для успешного выполнения должностных обязанностей каждый руководитель должен обладать определенным набором качеств, знаний и навыков, которые принято называть компетенциями. То есть руководителю необходимы и знания, и опыт работы одновременно, при чем желательно не в одной сфере деятельности, а как минимум в нескольких. Этакая межсекторальность и междисциплинарность, а у нас по статистике у руководителей чаще всего — экономическое и техническое образование.
Пока инновационных решений тут нет. Есть опыт Президентской программы управленческих кадров. Есть опыт – диплом как реальный проект необходимым по программам муниципального или регионального развития. Но в целом решения пока нет. Ищем. Этим в том числе и занимается мое направление в поддержке научных и образовательных программ Фонда Университеты Петербурга, который был учреждён Советом ректоров Санкт-Петербурга в 2001 году.