Как вернуть в Петербург иностранных туристов

Как вернуть в Петербург иностранных туристов

4,5 млн человек – именно столько гостей из-за рубежа Северная столица недосчиталась в прошлом году. В рекордном с точки зрения турпотока 2019 г. Петербург посетили почти 5 млн иностранцев, в 2023 г. их было только 574 000. В основном – представители стран СНГ и Китая.

В новой геополитической реальности возвращения к показателям докризисного периода не стоит ждать раньше 2025-2026 г.г. Но есть в туристической сфере одно направление, которое уже сейчас бьет все рекорды и способно улучшить статистику. Деловой туризм в 2023 г. не просто вырос на 20% к уровню 2022 г., но и превзошел показатели допандемийного 2019 г. За прошедшие 12 месяцев самый северный город-миллионник принял 1,2 млн бизнес-путешественников. Они заняли 20% в общей структуре потока, при этом обеспечили 40% дохода всей индустрии.

Правда, в отличие от допандемийного времени, в прошлом году 90% деловых туристов – это внутренний трафик. С одной стороны, это замечательно. Такой бум деловых поездок по стране свидетельствует о здоровой ситуации в экономике. Санкции назло их авторам дали обратный эффект, превратившись в трамплин возможностей. С другой, без внешнего турпотока внутренний в какой-то момент достигнет потолка, что приведет к неизбежной стагнации во всей индустрии гостеприимства.

В дружественных государствах Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока потенциальные туристы – это представители деловой, научной, политической и культурной элиты. По сути, эти люди – единственная платежеспособная иностранная аудитория, которую мы можем привезти в Россию. Они составляют лишь 1% населения. Но это около 70 млн человек – потенциально огромный рынок, на который нужно выйти.

Инструмент привлечения этих посетителей – деловой туризм. Лишь эта разновидность путешествий в нынешних условиях обладает внушительным потенциалом для роста. А при правильном приложении сил станет еще и драйвером развития всей отрасли.

В Петербурге деловой туризм обеспечивает клиентами всю туристическую инфраструктуру восемь месяцев низкого сезона с сентября по апрель. Средний чек делового туриста в 4 раза больше, чем у обычного путешественника, В городе он, как правило, проводит больше времени – от четырех дней, и склонен к повторным поездкам. Петербург как один из самых красивых городов мира и так вызывает желание вернуться, а бизнесмен из Китая, Индии, Индонезии, Ирана или ОАЭ, побывав на событии, обязательно приедет вновь, но уже с семьёй.

80% деловых туристов приезжают на конгрессно-выставочные мероприятия. События для них – такая же точка притяжения, как основные достопримечательности. Поэтому нам нужно проводить как можно больше конгрессно-выставочных мероприятий. Именно они генерируют деловой трафик. В прошлом году на 20% и более по количеству посетителей выросли все крупные мероприятия: Петербургский международный экономический форум, Петербургский международный газовый форум, Международная судостроительная выставка «НЕВА». Отсюда и рост на 20% делового потока.

Больше событий различных форматов – больше деловых туристов, в том числе из-за рубежа. Формула проста. Но для ее применения требуется консолидация отрасли и государственная поддержка. Необходимо проводить события не только по всем компетенциям Петербурга как территории, но и по ключевым аспектам сотрудничества России и государств БРИКС, ШОС, ЕАЭС и т.д. Так, в 2023 г. в «Экспофоруме» прошел Саммит «Россия – Африка». В нынешнем году можно будет подсчитать его отложенный эффект и фиксировать рост числа туристов из африканского региона.

В городе необходимо сформировать пул организаторов, разработать единый выставочный календарь, привлекать ежегодные ротируемые события. Количество мероприятий в Петербурге должно увеличиться более чем до 3000 в год, организаторов – до 500 компаний.

Чтобы это произошло, необходимо оказывать поддержку как организаторам бизнес-мероприятий, так и площадкам. Требуется усиление существующих и внедрение новых мер. Это могут быть налоговые льготы, гранты и субсидии для общественных организаций, кредиты и льготы для малого и среднего предпринимательства, поддержка представительства МСП на крупных событиях. Прямое участие властей в организации и финансировании мероприятий.

Эффективной мерой могло бы стать создание центра компетенций делового туризма и MICE-индустрии, инкубатора стартапов, компаний и организаторов. Важно также повышать квалификацию занятых в отрасли специалистов. Российский союз выставок и ярмарок успешно реализует такие программы совместно с Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом. Для привлечение иностранных участников и посетителей на российские мероприятия по инициативе РСВЯ создан Международный MICE-консорциум.

Наконец, нужно следовать глобальным тренд в сфере деловых поездок. Уже растет популярность bleisure-туризма – гибрида командировок и отдыха. Бизнес-путешественники стремятся выбирать локации, где встречи и переговоры можно совместить с культурным досугом или курортным отдыхом. Площадки для таких мероприятий должны развивать направление DMS (Destination Management Company) – то есть предоставлять полный пакет услуг, включая бронирование билетов на самолет или поезд, трансфер, поиск отелей, поставщиков, площадок для проведения события, оформление билетов в музеи и т.д.

/ Ведомости /

Рубрика: Главные новости
Метки: