Торговый протекционизм в действии: почему несостоятельна теория «избыточного производства»

Торговый протекционизм в действии: почему несостоятельна теория «избыточного производства»

Госсекретарь США Энтони Блинкен посетил Китай с визитом в среду. Перед его отъездом в Вашингтоне объявили, что Блинкен выразит обеспокоенность в Пекине по поводу «избыточных мощностей» Китая в области новой энергетики. США уже не первый раз преувеличивают промышленные возможности Китая. Некоторые считают, что если производство страны превышает внутренний спрос, то это уже называется «избыточными производственными мощностями». Исходя из этой логики, Соединённые Штаты, ежегодно экспортирующие по всему миру чипы, самолёты, соевые бобы и другую продукцию, также страдают от «избытка производства».

Действительно ли «зелёные» производственные мощности Китая являются «избыточными»? По оценкам Международного энергетического агентства, в 2030 году мировой спрос на авто на новой энергии достигнет 45 миллионов, а мировой спрос на солнечные батареи достигнет 820 ГВт. Эти показатели примерно в четыре раза больше, чем в 2022 году. Вместо «избытка» продукции нового энергетического сектора на мировом рынке по-прежнему наблюдается её нехватка. Являясь заметным производителем экологически чистой продукции, Китай не имеет причин отказываться от активного участия в создании таких товаров.

Шумиха со стороны США противоречит теории сравнительных преимуществ в западной экономике. Согласно ей, если страна может производить определённый продукт по более низкой цене, другие страны должны не устанавливать тарифные барьеры, а одновременно импортировать этот продукт и экспортировать свою собственную продукцию со сравнительными преимуществами. Причина, по которой продукция Китая на новой энергии является привлекательной, заключается не в государственных субсидиях, а в инновациях, полной производственной цепочке, крупномасштабном рынке и богатых человеческих ресурсах.

В 2023 году работники автопрома США устроили мощнейшую забастовку после провала переговоров о контрактах с американскими автогигантами. Большую роль в этом сыграл «Закон о снижении инфляции», принятый в США, который поддерживает переход автомобильных компаний на производство электромобилей, что привело к рискам потерь для рабочих компаний-производителей традиционных авто. Китая это не касается.

Как указывают многие аналитики, за обвинениями стоят три ключевые слова: «интересы, голосование, гегемония». С одной стороны, США пытаются сдержать развитие новых отраслей в Китае, чтобы обеспечить более выгодное конкурентное положение и рыночные преимущества для своей страны. С другой стороны, в этом году в США состоятся выборы президента. Не давно в одном из ключевых штатов для выборов – Мичигане, где автомобилестроение является ведущей отраслью, президентская команда Джо Байдена заявила о намерении принять меры против электромобилей из Китая.

На самом деле, обвинения Китая в перепроизводстве – это мера по усилению торгового протекционизма. Однако, увязывание развития глобального сектора новой энергетики с недальновидным торговым протекционизмом, несомненно, ослабит реагирование мирового сообщества на изменение климата и замедлит глобальное «зелёное» развитие.

Рубрика: Россия-Китай: главное
Метки: