На открытии первый заместитель декана Восточного факультета СПбГУ, профессор Алексей Родионов подчеркнул, что кинематограф лучше всего помогает понять те изменения, которые происходят сейчас в Китае на всех уровнях – культурных, социальных и экономических.
«Китай – это фантастическая страна, древняя и одновременно ультрасовременная. Китайские кино, литература и театр позволяют нам соприкоснуться с мощным движением этой страны вперед», – считает профессор Алексей Родионов.
Также Алексей Анатольевич подчеркнул, что в этом сентябре петербуржцев ждет целое культурное пиршество: помимо показов фильмов состоится молодежный форум «Культурный код – 2024», где пройдет встреча с китайским писателем Лю Чжэньюнем, запланированы гастроли китайских театров и другие мероприятия.
Консул по делам культуры Генерального консульства КНР в Санкт-Петербурге Сун Чжэньцзя рассказал, что кинематограф играет важную роль в межкультурном обмене и обе страны добились большого прогресса в русле полезного сотрудничества: Китай и Россия регулярно проводят друг для друга кинофестивали, организуют съемки фильмов на своих территориях, выходят в прокат фильмы страны-соседа.
Также господин Сун Чжэньцзя подчеркнул, что этот фестиваль проходит в значимое для обоих государств время – 75-летний юбилей установления дипломатических отношений между двумя странами. «Кинофестиваль, несомненно, будет способствовать нашему дальнейшему сотрудничеству. Он позволит лучше узнать и полюбить Китай», – считает китайский дипломат.
Председатель общества российско-китайской дружбы, профессор СПбГУ Александр Сторожук вспомнил о первых фестивалях кинематографа Китайской Народной Республики, которые проходили в Ленинграде/Петербурге еще в 1980-х годах. По словам Александра Георгиевича, программы мероприятий состояли из самых разнообразных фильмов, и, поскольку востоковеды к организации не были привлечены, то случались разные переводческие курьезы. А в 1986 году в Петербурге открылось генеральное консульстве КНР, при содействии которого стали проходить регулярные кинопоказы. Демонстрации кинолент предваряли выступления китаистов – зачастую профессоров СПбГУ, например, Евгения Серебрякова или Николая Спешнева. Дубляж фильмов проводился с экрана, без подготовки также силами универсантов.
«Это было непередаваемое ощущение праздника и радостного открытия, – поделился профессор Сторожук. – Сейчас мир стал меньше, картины можно посмотреть из дома. Но, тем не менее, мы сейчас пришли все вместе в этот прекрасный кинозал, и надеюсь, что ощущение праздника у нас сохранится».
Программный директор кинофестиваля, редактор отдела киножурнала «Панорама ТВ» Дмитрий Комм, рассказывая о принципах отбора фильмов, подчеркнул, что в Китае существует огромная киноиндустрия, выпускающая в год по 300-400 лент.
«Современное китайское кино играет по рыночным правилам, производит фильмы всех жанров и направлений, существует за счет частных инвестиций и легко конкурирует с голливудскими блокбастерами. В Китае появилось немало режиссеров, которым есть что сказать об окружающем мире и людях в нем, и которые способны это делать посредством жанрового кино. К числу таких режиссеров принадлежат Сюй Хаофэн, Вай Кафай, Хэ Цюань, Ян Бинцзя и Хао Фэйхуань, чьи фильмы представляет фестиваль», — рассказал программный директор фестиваля «Современное кино Китая» Дмитрий Комм.
Организаторы кинофестиваля — Санкт-Петербургский государственный университет, Столичный педагогический университет (Пекин, КНР), компания PRODIGI (Санкт-Петербург), при участии Российского государственного гуманитарного университета (Москва), Новосибирского государственного технического университета. Куратор — Институт Конфуция в СПбГУ. Фестиваль огранизован при финансовой поддержке Министерства образования Китайской народной республики.
«Мы знаем китайский кинематограф либо по выходящим в нашем прокате блокбастерам, либо по арт-хаусным работам. Мы же решили показать все, что находится между этими крайностями, весь этот пласт работ, который может быть более дерзким и хулиганистым, чем блокбастеры. Но все же является хорошим жанровым кино отличного художественного уровня, на которое стоит обратить внимание тем, кто закупает фильмы для российского проката».
Фильмом открытием стала кинолента «100 ярдов» режиссеров Cюй Хаофэна и Сюй Цзюньфэна. По словам Дмитрия Комма, этот фильм можно назвать неовестерном, несомненным оммажем итальянскому жанру спагетти-вестерну с китайским колоритом. Также в программу фестиваля вошли «Исчезающая тень» – самая красивая картина фестиваля, «Холодный детектив» – самый сумасшедший, собравший большую кассу в Китае гонконгский фильм. О проблемах отцов и детей расскажет «Повесть без слов», а самой трогательной частью кинофестиваля является проект «Слепой меч 2».
Фестиваль китайского кино, помимо Санкт-Петербурга (с 7 по 11 сентября), также пройдет в Москве (с 11 по 15 сентября) и Новосибирске (с 12 по 16 сентября). Кинофестиваль «Современное кино Китая»