Глава правительства отметил, что интерес к форуму «Сделано в России» расширяется со стороны как отечественных производителей, так и иностранного бизнеса. Это подтверждает, что экспорт несырьевой неэнергетической продукции – крупное и важное направление, которое интересует десятки тысяч предприятий.
Несмотря на беспрецедентные вызовы, отечественная внешняя торговля продолжает динамично развиваться. По оценке Минэкономразвития, за 8 месяцев 2024 года ВВП увеличился на 4,2%. В немалой степени это произошло благодаря расширению сотрудничества с дружественными странами, их доля в общем объеме внешнеторгового оборота постоянно растет.
Правительство активно способствует расширению контактов российских предпринимателей с контрагентами из дружественных стран. Предусмотрены разные виды кредитования, действует страхование контрактов. По данным за 7 месяцев 2024 года, эти и другие меры позволили за 4 года увеличить поставки в такие страны примерно на треть – до 86% от общего объема российского экспорта.
Ключевыми направлениями для внешней торговли остаются Китай, Индия и Египет. Хорошими темпами восстанавливается торговля с Вьетнамом.
Главный акцент правительство делает на стимулировании расширения торговли несырьевой неэнергетической продукцией. Такая работа подталкивает к развитию собственных компетенций в индустриях среднего и высокого передела, наращиванию объемов промышленного производства и освоению передовых технологий, цифровизации, внедрению робототехники, формированию рынков вокруг инновационных решений.
Поставки несырьевой неэнергетической продукции в дружественные страны выросли почти на 11% за семь месяцев 2024 года. По поручению Президента в ближайшие шесть лет необходимо нарастить такой экспорт как минимум на две трети по сравнению с 2023 годом, а по АПК – в 1,5 раза по отношению к 2021 году.
Добиться этого предполагается за счет продолжения работы по выстраиванию прочных связей с партнерами из дружественных государств. Россия готова предложить им наилучшие товары, а также построение взаимовыгодных кооперационных связей на основе взаимных интересов и на благо граждан.
Стратегический ориентир для торговли РФ – страны Глобального Юга. Эксперты оценивают, что за шесть лет этот макрорегион увеличит спрос почти на 400 трлн рублей.
Михаил Мишустин заявил, что внешняя торговля России успешно перенастраивается. Инструменты господдержки позволяют предоставить бизнесу решения на всем жизненном цикле проекта. Ведется работа над увеличением товарооборота, соглашениями о свободной торговле, упрощением процедур подтверждения соответствия.
Продолжается донастройка логистики. Пропускная способность внутренней инфраструктуры должна соответствовать планам по ввозу и вывозу продукции, при этом ее работа должна быть скоординирована на всем пути поставок.
Глава правительства заявил о необходимости продолжить формирование общего бренда для всей российской продукции: «Репутация – результат совместных усилий бизнеса и государства. Трудно запомнить все названия, а новичкам практически невозможно протиснуться на уже занятые рынки. Поэтому должна появиться общая надпись «Сделано в России». Которая говорила бы о высоком качестве товара, вызывала доверие – даже к малоизвестному бренду – и повышала общую узнаваемость продукции из нашей страны».
По поручению Президента правительство готовит совместно с Российским экспортным центром программу продвижения национального бренда. Для участия в программе сертифицировано уже около 8,3 тыс. товаров. Задача по продвижению этих товаров должна решаться РЭЦ в партнерстве с отечественными компаниями – лидерами рыночных сегментов и маркетплейсами.
Глава правительства отметил, что малый и средний бизнес необходимо мотивировать и помогать выходить на новые рынки. Для этого работают профильные региональные центры поддержки, персонально сопровождающие предпринимателей в 82 российских регионах. Востребованность их услуг растет.
Президент поручил поддерживать усилия регионов в экспортной сфере. Правительство совместно с Российским экспортным центром продолжит помогать коллегам в субъектах своевременно формулировать и направлять необходимые рекомендации. Важно увязывать между собой региональные и федеральные инициативы по продвижению экспорта.
«Мы всегда готовы строить честные и открытые, по-настоящему деловые отношения со всеми, кто исходит из своих суверенных интересов, невзирая на давление и пропаганду коллективного Запада», – сказал Председатель Правительства.
Он отметил, что многие страны разделяют такую позицию. Это доказывает значительный интерес к расширению БРИКС, а также работе по выстраиванию долгосрочных планов сотрудничества с крупными партнерами: Индией, Китаем, Турцией, Бразилией, с целым рядом опорных стран Ближнего Востока, Азии, Латинской Америки, Африки.