Глава тайваньской администрации Лай Циндэ в ходе своего турне по островным государствам Тихого океана заскочит и на американские территории: Гуам и Гавайи. Цель очевидна: отвесить Вашингтону поклон за очередные поставки вооружений на $385 млрд, а также заручиться дальнейшей американской поддержкой с возвращением к власти Дональда Трампа.
Последнее – сильно под вопросом, учитывая скептические высказывания Трампа в отношении тайваньского вопроса и его предложение ввести «сбор за крышевание» для сепаратистски настроенной тайваньской администрации.
Многие считают: «американская протекция», на которую так рассчитывает Лай Циндэ и его Прогрессивная демократическая партия – всего лишь иллюзия. Предоставляемые США гарантии безопасности для Тайваня выглядят довольно уныло по сравнению с обязательствами Соединенных Штатов перед их официальными союзниками. Для Вашингтона Тайвань – лишь пешка, разменная монета Вашингтона в геополитических играх с Пекином. Поэтому сторонникам т.н. «независимости Тайваня» не стоит рассчитывать на безусловную поддержку США – это нереалистично.
Для Вашингтона заезд главы тайваньской администрации на американские территории – не самая хорошая новость. Белый дом не хочет втягивать страну в очередной заморский кризис, который навряд-ли принесет хоть какие-то дивиденды. Сегодня первоочередная задача для американской администрации – решить накопившийся ворох внутренних проблем. Именно этого ждет американское население от властей, свидетельствует исход недавних президентских выборов.
Все меньше американцев поддерживает вовлеченность США в конфликты за рубежом, все больше ожидает обеспечения стабильности и развития внутри страны. В этом свете педалировать тайваньский кризис сегодня американцам попросту неинтересно. Результаты недавнего соцопроса Чикагского совета по международным делам свидетельствуют: 60% американцев «выступают категорически против политики, способной привести к войне с Китаем». Вашингтон не может не считаться с таким категоричным мнением общественности.
В Белом доме, к тому же, понимают, что решение многих международных вопросов зависит не только от силы, но и от воли и уровня вовлеченности сторон. По тайваньскому вопросу различие в уровнях вовлеченности между КНР и США – огромны. Для Соединенных Штатов тайваньский вопрос – стратегически сомнительная карта. А вот для КНР это – ключ к обеспечению национального суверенитета и территориальной целостности. Очевидно, что Китай не пойдет ни на какие компромиссы по тайваньскому вопросу, решение которого – национальный базовый интерес.
Для Вашингтона же связи с официальным Пекином и тайваньской администрацией – далеко не равнозначны. Этот дисбаланс постоянно растет, причем – в пользу Пекина. Вашингтон все меньше заинтересован в финансовой и военной поддержке тайваньских сепаратистов. Это банально приносит все меньше выгод. Именно это следует понять представителям нынешней тайваньской администрации, которые рассчитывают на продолжительную поддержку Вашингтона.