За век с лишним китайские фильмы завоевали любовь зрителей по всему земному шару, меняя их представление о мире.
«Зажги красный фонарь» режиссёра Чжан Имоу – фильм, с которого у Шарофат Арабовой началось знакомство с китайским кинематографом. Эту знаменитую картину таджикский кинорежиссёр посмотрела еще в шестилетнем возрасте. Видеоряд произвёл на неё сильное впечатление, а затем она полюбила и другие китайские фильмы. По словам Шарофат, китайское кино транслирует важные человеческие ценности – честность, любовь и чувство долга.
Режиссёр отдела игровых и документальных фильмов Государственного учреждения «Таджикфильм» Шарофат Арабова: «Я была потрясена не столько сюжетными линиями, феодальной семьёй, их нравами. Больше – доминирующим красным цветом, накалом страстей, костюмами, гримом. Вот это было очень интересно для меня».
По словам режиссёра, китайские фильмы несут в себе разные философские идеи и имеют медитативный характер. Именно эти качества подкупили Шарофат. Китайскую культуру и ценности она познавала через искусство, и ей всегда было интересно, как на самом деле живёт настоящий Китай. Такая возможность у Шарофат появилась в 2018 году, когда она впервые отправилась на «Вечер дружбы» в Пекин.
Режиссёр отдела игровых и документальных фильмов Государственного учреждения «Таджикфильм» Шарофат Арабова: «Я приехала, чтобы показать свой фильм «Тасвия» на Вечере дружбы, который назывался «Таджикистан, Россия и Китай – пространство цивилизационного диалога» и, естественно, для знакомства с Пекином. Город, который имеет в чём-то советскую архитектуру и в то же время вот эти высокие здания. Такое впечатление он на меня произвёл, и очень доброжелательные люди».
Как отмечает Шарофат, китайские фильмы всегда были инновационными и открывали новый взгляд на мир кино. Такой тенденции китайские режиссёры придерживаются и по сей день, внедряя самые последние технологии в съёмках.
Режиссёр отдела игровых и документальных фильмов Государственного учреждения «Таджикфильм» Шарофат Арабова: «Дом летающих кинжалов», «Проклятие золотого цветка» или например, «Герой» – такого рода фильмы, эпичные, которые стали новом словом тогда в девяностых годах и в начале двухтысячных. И они использовали новаторские технологии для того, чтобы, допустим, создать экшн-сцены. Работа художников была прекрасной в фильмах, и в то же время существуют фильмы, которые сфокусированы на жизни обычных людей».
А с недавних времен таджикский киновед открыла для себя и мир китайских мультфильмов. В частности, неизгладимое впечатление оставила картина «Нэчжа-2», которая недавно вышла в прокат.
Режиссёр отдела игровых и документальных фильмов Государственного учреждения «Таджикфильм» Шарофат Арабова: «Это уже самый кассовый анимационный фильм вообще всех времён и народов на сей момент остается. В чем же популярность этого фильма? То есть это не только захватывающие сцены анимационного кино, как те же самые летающие люди, но также вообще это безудержное воображение, очень глубокое, которое черпает вдохновение в китайской мифологии».
При каждом просмотре китайских фильмов Шарофат учится чему-то новому и использует приёмы китайских коллег в съёмках собственных картин. В будущем она мечтает работать с китайскими кинематографистами. Идей для этого масса – от исторических до документальных фильмов.