Воздушные бои у города Ланьчжоу: преграда в небе против фашизма

С 1937 по 1943 год японские захватчики выбрали город Ланьчжоу в качестве приоритетной цели для воздушных налетов, чтобы уничтожить тыл китайских ВВС и перерезать связи между Китаем и СССР. За семь лет Ланьчжоу подвергся бомбардировкам в общей сложности 36 раз. Перед лицом безжалостных атак китайские ВВС сражались бок о бок с советскими летчиками-добровольцами, успешно защищая «линию жизни» — Северо-Западный международный транспортный маршрут (трассу Алма-Ата – Ланьчжоу). Эти воздушные баталии вписали героическую главу в историю совместной борьбы Китая и СССР против фашизма.

Город Ланьчжоу расположен на северо-западе Китая и является важным транспортным узлом, соединяющим Восточную Азию с Центральной Азией и Европой. Во время Второй мировой войны город был основным узлом Северо-Западного международного транспортного маршрута. Здесь принимали, ремонтировали и перегружали советскую помощь Китаю и боевые самолеты. Также здесь был размещен центр подготовки и связи ВВС. Всё это служило основным тылом для китайского сопротивления японским захватчикам. В результате Ланьчжоу стал ключевой целью бомбардировок японской боевой авиации.

Пан Цзэ, заместитель научного сотрудника Мемориального музея Офиса Восьмой армии в Ланьчжоу: «С 1937 по 1943 год японские войска совершили в общей сложности 1081 вылет, нанеся 71 воздушный удар по провинции Ганьсу. Среди них город Ланьчжоу, административный центр провинции, понес самые тяжелые потери, выдержав 36 атак, в результате которых было повреждено более 10 тыс. зданий и свыше 20 тыс. человек получили ранения. Особо стоит отметить, что в воздушных боях у города Ланьчжоу участвовали также советские летчики-добровольцы. Более тысячи китайских летчиков прошли обучение у советских инструкторов».

В соответствии с Договором о ненападении между СССР и Китайской республикой, подписанного в августе 1937 года, СССР сформировал отряд летчиков-добровольцев для оказания помощи Китаю, направив в страну более 2000 человек для участия в военных действиях. В 1939 году воздушные бои у города Ланьчжоу достигла своего апогея. Китайские и советские ВВС объединили свои силы и за два дня сбили 18 японских самолетов, не потеряв ни одного своего, что стало полной победой в истории воздушных сражений Войны сопротивления китайского народа японским захватчикам и значительно подняло боевой дух всей китайской нации.

Вэн Чжии, бывший директор Мемориального музея кампании Ланьчжоу: «В то время китайские и советские летчики использовали тактическую формацию в виде ромба, образуя окружение, что позволяло эффективно сбивать японские самолеты. Это был чрезвычайно редкий пример полной победы в истории воздушных сражений Войны сопротивления китайского народа японским захватчикам».

Помимо воздушных сражений, система противовоздушной обороны Ланьчжоу также тихо работала на «подземном поле боя». Бомбоубежище на горе Уцюаньшань служило важным центром управления и связи, передавая сигналы воздушной тревоги, а также обрабатывая боевые приказы и координируя разведывательную информацию.

Юэ Фэнчунь, заместитель председателя Федерации литературных и художественных кружков города Ланьчжоу: «Это бомбоубежище, оставшееся со времен Войны сопротивления японским захватчикам… В то время мой тесть изучал радиотехнику и был выбран для работы телеграфистом в центре управления воздушной обороной, откуда он отправлял бесчисленное количество телеграмм».

Сегодня бомбоубежище на горе Уцюаньшань и другие руины стали важными свидетелями истории Войны сопротивления японским захватчикам. Они являются не только культурными реликвиями, но и «классными комнатами» для общественности, особенно для молодежи, в которых можно узнать больше об этом периоде истории.

Ма Янь, руководитель отдела охраны культурных ценностей парка Уцюаньшань: «Это бомбоубежище относительно хорошо сохранилось, мы также работаем над его экспозицией и использованием. Многие молодые люди после посещения этого места были глубоко тронуты, поскольку не осознавали, что Ланьчжоу сыграл такую важную роль во время Войны сопротивления китайского народа японским захватчикам. Мы также активно изучаем возможности обмена историческими материалами и проведения совместных выставок с Россией, чтобы эта история совместной борьбы Китая и СССР против врага запомнилась большему количеству людей».

Охрана руин — это сохранение памяти, а изучение истории — это размышление о настоящем и будущем.

Вэн Чжии, бывший директор Мемориального музея кампании Ланьчжоу: «Мы должны иметь правильное представление об истории и рассматривать эти вопросы с точки зрения сообщества единой судьбы человечества. В прошлом дружба между Китаем и СССР, которая сегодня является дружбой между Китаем и Россией, была важной международной силой в сопротивлении гегемонии. В будущем мы должны сохранить этот дух интернационализма и бесстрашия и воплотить в жизнь концепцию сообщества единой судьбы человечества».

Этот дух также воплощен в Павильоне в память о воздушных боях у города Ланьчжоу на вершине горы Байташань. На стеле выгравированы имена 55 китайских и советских героях, которые отдали свою жизнь в боях, в том числе 10 советских летчиков. Исторические записи доказывают, что в общей сложности 236 советских летчиков-добровольцев погибли на китайском поле боя, 25 из них были похоронены в городе Ланьчжоу. Их имена стали частью общей памяти народов Китая и России, преодолевающей национальные границы.

(Cовместный проект репортажей CGTN и Sputnik — «80 лет Победы: Общая память»)

Рубрика: Россия-Китай: главное