Группа специалистов ОКР и Союза биатлонистов России вернулась из китайского Чжанцзякоу, где ознакомилась с особенностями олимпийской трассы, на которой пройдут соревнования Игр-2022.
Этот визит стал заключительным этапом исследований по поиску путей повышения скорости скольжения лыж, проводившихся СБР с привлечением Инновационного центра Олимпийского комитета России и при финансовой поддержке ОКР. Об итогах поездки в Китай Службе информации ОКР рассказал Заслуженный тренер СССР и России, генеральный директор Инновационного центра ОКР Александр Грушин.
— Всего в рамках данной программы было четыре этапа. В общей сложности в ней принимали участие 17 человек, включая руководителя сервис-группы Союза биатлонистов России Александра Печерского. Мы тестировали структуры, порошки, парафины, смазки. Первый, предварительный этап прошел в Ханты-Мансийске. Для теста мы выбрали 100 пар лыж, которые еще в Москве прошли идентификацию по ряду параметров – росто-весовым, жесткости, конструктивным особенностям, качеству пластика и т.п. После обкатки в Ханты-Мансийске лыжи были разбиты по группам. Далее по рекомендациям фирм-производителей, наработкам проекта ОКР Штайнлифт и специалистов сервис-групп мы отобрали 20 лучших структур и 24 разновидности порошков и смазок.
Параллельно мы месяц собирали данные о климатических условиях в Чжанцзякоу, проанализировали их, составили соответствующую карту с диапазоном температурных колебаний воздуха и снега, влажности, силы и направления ветра именно в феврале.
— Где проходил следующий этап исследований?
— Предварительные тестирования мы провели на Семинском перевале. Погодные условия там были похожими на Чжанцзякоу. После этого этапа количество структур увеличили до 23, а вот число мазей и порошков, напротив, уменьшили до 15.
— Над чем работали непосредственно в Китае?
— Выделю три основных направления. Это определение эффективности структур, порошков и парафинов, а также довольно неожиданно возник вопрос истираемости смазочных материалов. Он связан с особенностями олимпийской трассы, которая покрыта исключительно искусственным снегом, твердым, как бетон. Кроме того, в Чжанцзякоу частые ветра. Из-за них верхние слои снега раздувает, в них наносится песок. Это влияет на качество скольжения – снег не очень «катучий».
— Это даст преимущество более тяжелым спортсменам?
— С одной стороны трасса для более тяжелых спортсменов действительно хороша. С другой – это среднегорье, высота 1600 метров над уровнем моря. Здесь есть свои нюансы. Поэтому преимущество будут иметь те, кто лучше подготовлен функционально.
— Как оцените рельеф трассы?
— Она средняя, не очень сложная, но из-за того, что скорость скольжения на ней невысокая, равнинные участки все будут рабочие. Эти факторы накладывают на спортсменов повышенные требования к их функциональной подготовленности.
Твердый снег обладает еще одной интересной особенностью. Если даже произойдут непредвиденные изменения погодных условий, например, потепление, то это «бетонное» покрытие практически не изменится. Влияние температурных диапазонов на состояние трассы будет не очень существенным.
— Каких погодных условий ждать биатлонистам в Чжанцзякоу в феврале?
— Ночью температура воздуха обычно опускается до «– 20» градусов и ниже. В первой половине дня, то есть во время проведения соревнований, теплеет до «– 8-11» градусов. Затем вновь начинает холодать до «– 13-15». Влажность с утра повышенная, а к вечеру воздух становится суше.
— Кто еще из зарубежных коллег смог изучить эти особенности олимпийской трассы?
— Это тестовое мероприятие проводилось под эгидой Международного союза биатлонистов, поэтому вместе с нами в Китае были немцы, финны, представители других команд. Процедура оформления была достаточно трудоемкой – пцр-тесты, qr-коды, зеленые карты и так далее. Те, кто успел ее пройти, приехали. Кстати, Международная федерация лыжного спорта (FIS), подобных тестов для сервис-групп делать не стала.
— Пользы от этой поездки, судя по всему, извлечь удалось немало.
— Несомненно. И очень хорошо, что в этом проекте участвовали люди, которые непосредственно отвечают за подготовку лыж сборной команды. Наша сервис-группа из Китая прямиком направилась на этап Кубка мира по биатлону. К слову, в Чжанцзякоу мы взяли 15 пар лыж, используемых спортсменами сборной. И они были нашими «контрольными маячками» — с ними сравнивали свои наработки. В итоге все лучшие лыжи отправили команде для практической апробации на этапах Кубка мира.
— Какое общее впечатление произвели олимпийские объекты?
— Уровень организации очень высокий. При всей объективной сложности, связанной с ограничительными мерами, всё работает очень четко. Комплекс в Чжанцзякоу абсолютно новый – он построен специально к Олимпийским играм. Национальные центры по биатлону и лыжным гонкам находятся буквально в километре друг от друга.
— Полученной совместно с СБР информацией планируете делиться с нашими лыжниками?
— Для них эта информация открыта. Я подготовил практические рекомендации для тренерского штаба сборной по биатлону. Они также будут предложены Елене Валерьевне Вяльбе. Мы всё ей отдадим, поскольку вместе делаем одно дело. Да, у нас не было возможности побывать на лыжной трассе – ограничения были жесткие, нас никуда помимо биатлонного комплекса и гостиницы не выпускали. Но разницы в условиях для лыжников и биатлонистов нет. Одна система снегообразования, те же водоемы – думаю, всё будет идентично.
— По итогам этой поездки тренеры могут внести какие-то коррективы на финальном этапе подготовки к Играм?
— Думаю, корректировку тренеры будут проводить в любом случае. Они функциональную подготовленность своих спортсменов знают лучше всех. И сейчас, очевидно, нужно применить методы, которые позволят повысить физическую работоспособность. Руководитель сервис-группы СБР Александр Печерский сам всё увидел, прощупал. И наверняка обо всех нюансах тренерскому штабу он расскажет.