В мире наступила эпоха потрясений, что повлияло на характер управления такой огромной страной, как Китай, сделав его более трудным и полным вызовов

В мире наступила эпоха потрясений, что повлияло на характер управления такой огромной страной, как Китай, сделав его более трудным и полным вызовов

В сфере идеологии и практики в управлении Си Цзиньпин как лидер Китая в приоритетном порядке взялся за стратегическое планирование, подчеркивая важность комплексного подхода, — во всем исходить из реальной ситуации, осмысливать с точки зрения перспективы, учитывать ситуацию внутри страны и на международной арене.

Каким же образом Си Цзиньпин, проработав во властных структурах на местах в течение нескольких десятков лет, смог объединить все факторы в управлении — от конкретных дел и ситуаций до текущей обстановки, с учетом перспектив? Какие же логические связи между ранней политической практикой Си Цзиньпина на местах и идеями общего стратегического курса страны в качестве главы Китая?

Определение нового направления экономического развития

В марте 1982 года 28-летний Си Цзиньпин покинул Пекин. Он уехал работать заместителем парткома в уезде Чжэндин в провинции Хэбэй. Уезд Чжэндин соседствовал с административным центром провинции Хэбэй — городом Шицзячжуан, от городских районов уезд отделяла лишь река, в прошлом именно там располагался важный городской центр на севере Китая.

Однако этот регион с богатым историческим прошлым в то время обрел «славу» одного из беднейших уездов страны. В то время аграрная сфера Чжэндина опиралась лишь на зерновое производство, сдерживая развитие других сегментов сельскохозяйственного комплекса, таких как лесное хозяйство, скотоводство, вспомогательные отрасли и др. Кроме того, здесь было мало земли при большой плотности населения, доходы людей были мизерными, многие жили за чертой бедности. В 1981 году среднедушевой доход населения всего уезда составил лишь 140 юаней, это значит, что по 40 фэней в день.

Наблюдая такую ситуацию, молодой Си Цзиньпин был очень обеспокоен. Он стал размышлять о том, как же вернуть Чжэндин на путь развития, как же обогатить местное население, именно в этом и заключалась основная задача его работы.

Для преодоления накопившихся в уезде проблем он решил сначала изучить ситуацию в разных местах уезда, узнать, чем живут местные жители. Через некоторое время Си Цзипьпин выяснил, что Чжэндин обладает выгодным географическим положением, надо использовать возможности близости уезда к большому городу Шицзячжуан, и на этой основе развивать товарную экономику, подтолкнуть единое развитие аграрного сектора в привязке к производству и коммерции, в этом и заключается огромная ниша экономического развития региона.

В 1984 году Си Цзиньпин наметил общий план экономического развития уезда, который был назван «модель пригородного центра». В этой модели учитывалось уникальное положение Чжэндина, как связующего звена между городом и деревней, и с этой точки зрения был намечен план экономического развития. С одной стороны, Чжэндин в своем развитии опирался на город, обслуживая городскую экономику, активно развивая товарное производство и сервисную структуру, а с другой, — в опоре на большой городской бюджет и обслуживая городской центр, уезд Чжэндин наращивал собственное развитие, укреплял связи городской и сельской экономики, подвигал интеграцию производственного и аграрного сегментов.

Внедрение экономической «модели развития как пригородного центра» покончило с устоявшимися стереотипами мышления местного населения, способствовало становлению на путь обогащения и скоординированного развития города и сельских районов. Впоследствии в Чжэндине было развернуто комплексное производство с участием разных сегментов, местное население начало осваивать разные сферы продукции, что помогло им выйти на большой городской рынок.

В 1984 году общие показатели стоимости производственно-аграрного комплекса, а также среднедушевых доходов населения подскочили вдвое по сравнению с цифрами 1980 года, что обусловило настоящий взлет региональной экономики уезда.

Ли Япин, — соратник Си Цзиньпина по работе в парткоме уезда Чжэндин, — вспоминает:

— Надо сказать, что идея «модели развития как пригородного центра» получила поддержку среди населения и руководства в уезде Чжэндин, все будто бы сразу же прозрели. Ведь раньше мы думали только о зерновых, а сейчас, раз мы на подступах к Шицзячжуану, то должны и обслуживать этот город.

В ходе разрешения проблем экономического развития уезда Чжэндин молодой Си Цзиньпин объединил разрешение конкретных задач с глубинными проблемами региона, разработав рациональную и сбалансированную экономическую структуру, продвигая социально-экономическое развитие региона в едином ключе.

Таким образом, преодоление первостепенных проблем с учетом перспектив стало общим стратегическим подходом Си Цзиньпина.

Два города — два перспективных плана развития

Кроме общего стратегического подхода Си Цзиньпин обладает опережающим сознанием, он видит ситуацию с точки зрения перспектив, точно зная тенденции и направления развития конкретного проекта, с учетом этого он определяет стратегические цели социально-экономического развития и конкретные меры для их достижения.

В июне 1985 года Си Цзиньпин был переведен из Чжэндина на работу в городе Сямэнь в провинции Фуцзянь на юго-восточном побережье страны, в Сямэне Си Цзиньпин был заместителем главы городской администрации. Первый день на новом месте как раз пришелся на 32-й день рождения Си Цзиньпина.

В тот вечер на праздничном столе были деликатесы местной приморской кухни – жареные устрицы, жареная лапша, бамбуковые морские черви и другие блюда, благодаря новым еще незнакомым для Си Цзиньпина лакомствам, этот день рождения стал незабываемым. А еще он не мог забыть узкие и грязные переулки в Сямэне, обветшалые здания, тусклый свет фонарей и печки в домах, которые горожане топили угольными брикетами.

Тогда Си Цзиньпин сказал, что Сямэнь – этот знаменитый «оазис на море» — должен выглядеть совсем по-другому.

В то время Сямэнь уже был одним из первых четырех особых районов экономического освоения. Для того чтобы расширить район экономического освоения, а также изыскать возможности для реализации политически свободного порта Си Цзиньпин наметил для Сямэня новую стратегию развития.

В последующие полтора года Си Цзиньпин организовал несколько профильных обследований, инициировал сбор мнений среди населения Сямэня, несколько раз он даже ездил за консультациями известных экономистов в Пекин. В итоге он составил «Стратегию социально-экономического развития Сямэня на 1985-2000 годы». Это был первый план региональной стратегии социально-экономического развития, рассчитанной на 15 лет.

Тогдашний заместитель начальника Комиссии по планированию города Сямэнь (нынешней Комиссии по делам реформ и развития) Чжэн Цзиньму отметил, что новое понятие «стратегия развития», которое ввел в оборот Си Цзиньпин, стало проявлением его незаурядного опережающего время мышления:

— Мы тогда постоянно занимались «пятилетками», планами годового развития, а со «стратегией развития» дел не имели, к тому же в особом районе редко кто обращал внимание на стратегию. Сейчас я вспоминаю, — когда товарищ Си Цзиньпин выдвинул понятие «стратегия развития»— это было неслыханным делом!

Стратегия развития Сямэня охватывала модель экономического развития города на ближайшие 15 лет, туда входило и позиционирование города, и отраслевое развитие, и модель свободного порта, и финансовая система особого района, и экология, и многое-многое другое. Все эти меры в итоге подтолкнули динамичный взлет этого некогда захолустного приморского городишка.

После Сямэня Си Цзиньпин был переведен на работу в город Фучжоу. Там он инициировал разработку планов развития, рассчитанных на три, восемь и двадцать лет. Эти стратегии утвердили модель развития приморских речных регионов, стали прообразом Экономического ареала «Золотого треугольника реки Миньцзян» и других планов развития.

Благодаря планам развития, рассчитанным на среднюю и долгосрочную перспективу, в Фучжоу появился международный аэропорт, современные шоссейные дороги, морской порт, электростанции и другие инфраструктурные сооружения, сюда хлынули иностранные и тайваньские инвесторы, стали создаваться многопрофильные районы экономического освоения.

За 6 лет работы Си Цзиньпина в Фучжоу объем валового регионального продукта возрастал в среднем на более 20 процентов в год. Кроме того, Фучжоу установил связи и начал скоординированное развитие с регионами, не имеющими выхода к морю, что в итоге подтолкнуло взлет в развитии всей провинции Фуцзянь.

Соратник Си Цзиньпина по Фучжоу так охарактеризовал разработку стратегий развития:

— Когда Си Цзиньпин рассматривал развитие одного региона или отдельно взятого города, он исходил не только из текущих реалий, а умел заглянуть далеко вперед, что в полной мере показало его проницательность и перспективные устремления как стратега, а также отразило его способности координировать общую ситуацию и тенденции развития.

Си Цзиньпин некогда отмечал, что точность в определении стратегии, научный подход при планировании, а также инициативность предопределяют большие возможности социально-экономического развития. Те перспективные планы, которые он разработал для Сямэня и Фучжоу, уже стали реальностью в процессе их развития за последние десятилетия.

Сямэнь сегодня это не только экологически чистый прекрасный город-сад, это город инновационного развития, город новых отраслей будущего, Сямэнь сегодня – это центр коммерческо-инвестиционной деятельности, логистический хаб, центр морского, сухопутного и воздушного сообщения. А в Фучжоу объем валового регионального продукта преодолел отметку в 1 триллион юаней, в 2021 году этот город стал лидером экономического развития провинции Фуцзянь.

Интеграционное региональное развитие в опоре на государственную стратегию

Как говорят в Китае, «тот, кто не держит в голове общей ситуации, не способен принимать решения по отдельной сфере; тот, кто не думает на десять тысяч лет вперед, тот не способен решить задачи текущей эпохи». Именно в таком подходе наглядно отражается стратегическое мышление Си Цзиньпина –во всем исходить из общего, работать на перспективу, овладеть общей ситуацией.

В течение 20 лет работы, — сначала в провинции Чжэцзян, потом в Шанхае и, наконец, до руководства всей страной, Си Цзиньпин лично занимался работой по интеграции регионов Дельты реки Янцзы, придав этому проекту уровень государственной стратегии и сделав его образцом высококачественного и стремительного развития Китая.

Дельта реки Янцзы – это обширная аллювиальная равнинная территория, находящаяся до границ впадения Янцзы в море, здесь есть достаточно развитые регионы, среди которых город Шанхай, провинции Цзянсу и Чжэцзян.

В 2001 году на этой территории, составлявшей всего 2.2 процента всей континентальной площади страны, проживало 10.4 процента населения страны, а производилось 22.1 процента общего ВВП Китая.

Си Цзиньпин ясно осознал важное стратегическое значение дельты реки Янцзы, ведь этот регион может не только стать «экспериментальным полем» реализации общей модернизации Китая, но и превратиться в «сильного игрока» в повышении совокупной государственной мощи и глобальной конкурентоспособности страны.

В конце 2002 года, когда Си Цзиньпин был только назначен председателем парткома провинции Чжэцзян, он дальновидно обобщил развитие региона: «Если китайская экономика – это яркое преимущество глобальной экономики, то развитие дельты реки Янцзы – это самое яркое преимущество Китая».

В начале следующего года Си Цзиньпин выдвинул идею экономической интеграции провинции Чжэцзян и Шанхая в сотрудничестве и связях с регионами дельты реки Янцзы. В интервью он отметил необходимость развития за счет стратегических возможностей, ведь только на этой основе можно действовать исходя из ситуации и способствовать ее развитию.

— Сопряжение с Шанхаем — это сопряжение с возможностями, сопряжение с развитием, сопряжение с интернационализацией и модернизацией. Тот, кто четко осознает этот вопрос, кто начнет раньше, кто будет действовать быстро, тот и обретет благоприятные возможности, а также нишу для развития. Руководители Шанхая, провинций Цзянсу и Чжэцзян достигли общего понимания в этой сфере, ведь активное экономическое сотрудничество и связи трех регионов непременно сыграют позитивную роль.

Впоследствии Си Цзиньпин выдвинул четкий план региональных преимуществ провинции Чжэцзян, который заключался в выделении Ханчжоуского залива в качестве ведущего региона, который на приоритетных началах будет вести сопряжение с Шанхаем. Это сопряжение коснется взаимодействия в базовых инфраструктурных проектах, а также информатике и связи, диверсификации производства, освоении и использовании энергоносителей, экологии и других сфер, все это способствует интеграционному развитию региона Дельты реки Янцзы.

В 2003 году наступил первый год интеграционного развития региона Дельты реки Янцзы.

Уже в Шанхае покинувший Чжэцзян Си Цзиньпин продолжил работу по интеграции региона Дельты реки Янцзы, выдвинув идею о приоритетном развитии Шанхая в контексте регионального развития Дельты реки Янцзы. Эта идея также была основана на стратегических размышлениях о национальных проблемах.

— Шанхай обслуживает регионы Дельты реки Янцзы — это база обслуживания всего бассейна Янцзы и всей страны, это непреложное требование радиального усиления развития от центра к регионам, это непреложное требование к показательной роли Шанхая в общей государственной стратегии регионального развития Дельты реки Янцзы, а также требование по усилению глобальной конкурентоспособности города Шанхай.

За десять с лишним лет своего развития Дельта реки Янцзы стала одним из самых активных в экономическом развитии регионов, где наблюдается самый высокий уровень открытости и инновационного потенциала.

В 2018 году на открытии Китайского международного импортного ЭКСПО Си Цзиньпин поддержал идею повышения статуса интеграционного развития региона Дельты реки Янцзы до государственной стратегии. Так, мегаполис Шанхай, а также регионы провинций Цзянсу и Чжэцзян начали свое восхождение к высотам городских агломераций мирового значения и уровня. Кроме того, регионы Дельты реки Янцзы благодаря сопряжению внутренних административных механизмов, а также полной стыковке собственных региональных преимуществ стали важным звеном связи с внутренним китайским рынком, а также краеугольным камнем «двойной циркуляции», а именно ориентации китайской экономики на внутренний и внешний рынки. Так этот регион стал первым и ярким примером высококачественного развития страны.

Заключение

Разностороннее, комплексное стратегическое мышление не ограничивается выдвижением и выработкой стратегии, а затрагивает весь процесс ее полной реализации.

Экономический взлет уезда Чжэндин, реализация перспективных планов развития Сямэня и Фучжоу, новые тенденции в развитии региональной интеграции Дельты реки Янцзы – это яркие свидетельства стратегического мышления лидера Китая, успехи этих регионов оправдали себя и прошли проверку временем.

Рубрика: Россия-Китай: главное