Политический путь, по которому китайский народ идет под руководством Коммунистической партии Китая — это путь развития социализма с китайской спецификой. Социалистическая демократия в Китае – это демократия полного цикла. Эта демократия всегда ориентирована на народ, настаивает на органичном сочетании марксистской теории с реалиями современного Китая и традиционной китайской культурой. Это новый демократический путь, который органично соединяет руководство партии, народовластие и верховенство закона. Это фундаментальное направление дальнейшего строительства политической цивилизации и развития социалистической демократии в Китае в новую эпоху.
Демократия полного цикла формировалась китайским народом под руководством КПК в многолетней практике революции, развития и реформ. Реализация и развитие народной демократии проходит через столетнюю борьбу Коммунистической партии Китая. С момента своего основания КПК взяла на себя ответственность за то, чтобы китайский народ стал хозяином своей страны, за великое возрождение китайской нации. В годы революционной борьбы КПК изучила пути развития и институциональные модели для реализации народной демократии, такие как Китайский Советский Режим, антияпонская демократическая власть и демократический режим в освобождённых районах. В яньаньский период Мао Цзэдун ясно дал понять, что китайские коммунисты нашли новый путь демократии, то есть народ должен контролировать правительство. С момента образования Китайской Народной Республики КПК вела народ по пути социалистического политического развития с китайской спецификой, активного развития социалистической демократии. Огромные достижения на этом пути привлекли внимание всего мира. После XVIII съезда Компартии Китая Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин выдвинул теорию демократии полного цикла и начал ее претворение на практике. Всесторонне продвигается институционализация и стандартизация социалистической демократии в Китае, в полной мере реализуется превосходство социалистической политической системы с китайской спецификой.
Демократия полного цикла прочно опирается на реалии Китая. В Китае при развитии социалистической демократической политики, социалистической политической цивилизации, копирование политической системы других стран не сработает и даже похоронит будущее и судьбу страны. В соответствии с конкретными национальными условиями Китая необходимо поддерживать единство руководства партии, народа как хозяина страны и управления страной в соответствии с законом. Это является основополагающим принципом социалистической демократической политики Китая. Среди них руководство партии является фундаментальной гарантией, народ как хозяин — основным требованием, управление страной в соответствии с законом является основным способом, и все три аспекта объединены в практике социалистической демократической политики. Компартия занимает центральное место в руководстве и всецело поддерживает ВСНП, правительство, НПКСК, суды и прокуратуру в выполнении их функций в соответствии с законом. Благодаря этому эффективно преодолевается состояние анархии, слабости власти и неэффективности управления.
Демократия полного цикла — это самая всесторонняя и всеобъемлющая демократия, это самая широкая, истинная и эффективная демократия. Демократия полного цикла всегда настаивает на том, что весь китайский народ является строителем, участником, защитником и крупнейшим бенефициаром демократии, что позволяет избежать формализма западной демократии. Демократия полного цикла воплощена в политическом, экономическом, социальном и культурном строительстве Китая. Она включает в себя все элементы демократической политики, такие как избирательная демократия, консультативная демократия, социальная демократия, демократия на низовом уровне и гражданская демократия. Она охватывает все аспекты демократического процесса, такие как демократические выборы, демократические консультации, демократическое принятие решений, демократическое управление и демократический надзор. Демократия полного цикла реализует единство демократии процесса и результатов, процедурной демократии и демократии по существу, народной демократии и воли государства, эффективно гарантирует всем людям участие в управлении государственными делами, экономическими, культурными и социальными делами. Это подлинно обеспечивает положение народа как хозяина страны.
Демократия полного цикла в полной мере реализует принцип суверенитета народа, непрерывно развивает и совершенствует представительную демократию и консультативную демократию, формирует мощную институциональную гарантию обеспечения демократии. Государственная власть защищает положение народа как хозяина страны, демократическая система низового уровня гарантируют народу право на информацию, участие в управлении, выражение мнений и надзор. Представительная демократия означает, что народные массы избирают представителей для осуществления власти от своего имени, реализации своей воли. Основополагающая политическая система собраний народных представителей является наиболее эффективным способом осуществления народом государственной власти. Народ осуществляет государственную власть через собрания народных представителей, осуществляет законодательную власть, право надзора, право принятия решений, право назначения и увольнения, что резко контрастирует с практикой лоббизма и властью денег в западных странах, таких как США. Консультационная демократия является уникальной формой и уникальным преимуществом социалистической демократической политики Китая. Она демонстрирует истинный смысл демократии, в которой дела всех людей обсуждаются всеми людьми. Все заинтересованные стороны могут выражать свою волю и претензии и достигать консенсуса. Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций, возглавляемая Коммунистической партией Китая, является институциональным механизмом с китайской спецификой, формирует систему социалистической консультативной демократии с китайской спецификой, которая проходит через весь процесс политических консультаций, демократического надзора и участия в политической жизни. Консультации между политическими партиями, консультации ВСНП, правительственные консультации, консультации ВК НПКСК, консультации между народными организациями, консультации на низовом уровне и консультации с общественными организациями в Китае идут скоординированно, формируя полный институциональный процесс и практику участия в управлении.
Политические реалии современного мира показывают, что степень демократического развития страны определяется не только правом голоса народа, но и его широким участием. Это зависит не только от того, какие обещания были даны населению в ходе избирательного процесса, но и от того, насколько эти обещания были выполнены после выборов. Это зависит не только от того, какие политические процедуры и нормы предусмотрены законами, но и от того, действительно ли они выполняются. Это зависит не только от того, являются ли правила и процедуры функционирования власти демократическими, но и от того, действительно ли власть контролируется народом.Некоторые страны мира провозглашают себя демократиями. Но люди пробуждаются только тогда, когда голосуют, и после голосования они вновь спят. Народ только слышит красивые лозунги политиков в предвыборной кампании, а после выборов он на практике не имеет права голоса. Мнение народа учитывают только при агитации, а после выборов его игнорируют. Такая демократия – фальшивка.
Демократическая практика Китая сегодня показывает, что демократия полного цикла основана на органическом единстве демократии и централизации, демократии и эффективности, демократии и верховенства закона. Это может решительно поддерживать демократическую практику, гарантировать, что вся власть государства принадлежит народу, полностью реализовать демократические права народа. Это может обеспечить эффективное управление страной в соответствии с законом, эффективно защищать фундаментальные интересы народа и реально решать существующие вопросы. На пути всестороннего строительства современного социалистического государства демократия полного цикла будет постоянно развиваться, гарантировать положение народа как хозяина страны, в полной мере использовать преимущества социалистической демократии. Китай готов делиться этой мудростью государственного управления со всем миром.
Цзинь Миньцин(старший научный сотрудник Института по исследованию истории Китая при Академии общественных наук КНР)