Михаил Юрьевич Маркелов — Первый заместитель председателя комитета Госдумы VI созыва по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Послужной список этого политика богат.
Михаил Юрьевич Маркелов – депутат Государственной Думы Российской Федерации шестого созыва — оказался нашим интервьюером после поездки в Китай, где уже бывал и оценил глобальные перемены — судя по дальнейшему разговору, был впечатлен работой — и ответил на ряд вопросов Юдочкиной Натальи специально для RADIO METRO 102.4 Fm.
Предлагаем вашему вниманию это большое эксклюзивное интервью.
1. Расскажите о недавней поездке в Китай, что особенного Вы отмечаете, это был первый визит в Китай?
«Это был мой не первый визит в Китай, я до этого несколько раз был в Китае, в рамках делегации Государственной Думы. Приезжал я сначала в составе комитета по безопасности, а потом ездил в составе организации Межпарламентской ассамблее православия (МАП). Была культурная поездка, где мы ездили по городам Китая с концертами советских песен и православной музыки. Была большая культурная программа, за время этих поездок у меня сложились добрые отношения к представителям, которые встречали наши делегации, к общественным структурами Китая. И вот, через достаточно длительное время, гражданский фонд пригласил меня посетить Китай с тем, чтобы я мог ознакомиться с культурой Китая и провести различные встречи. Это был не туризм, а деловая поездка в рамках различных программ. Времени был не так много, но за это время у меня стояла задача и у организаторов поднять культурный пласт и хотя бы частично прикоснуться к Древней истории Китая, к 5000 истории династии Китая. В этой поездке я посетил Хэнань, не путать с курортом Хайнань. Я встречался с представителями КПК – ведущей сегодня в стране и с мэрами городов провинции Хэнань. Конечно, эти встречи были очень полезны в плане обмена не только коммуникациями, но и мнениями в том числе, о том, что сейчас происходит в мире, о том каким путем двигается сегодня Китай и Россия. Были дискуссии о современном, политическом устройстве не только наших двух стран, но и мира. Мы касались очень многих вопросов с достаточно больными темами и вопросами, тяжелым проблемам, которые сегодня приходится решать нашим странам. Я имею ввиду СВО с нашей стороны. Неоднократно обсуждали тему Тайваня, обсуждали тему, того, что ждет Китай, делились впечатлениями, мнениями, это было полезно.
В этом поездке меня потрясло две вещи: провинция Хэнань, в которой я находился и монастырь Шаолинь.
Провинция Хэнань — это огромный транспортный узел, процветающая и экономически развитая провинция, одна из лучших на сегодня в Китае, где творится на моих глазах и на глазах всего мира прогрессивное, чудо экономического развития. Провинция стремительно развивается. Это можно видеть, в плане строительства. Как строительство сталкиваются с цивилизацией. Когда ты видишь старый, архаичный Китай с древними, очень старыми, но очень ухоженными строениями и тут же видишь урбанистический центр, огромные небоскребы с полной инфраструктурой и урбанизацией, и развитыми промышленными комплексами, с очень прогрессивным и широким бизнесом, который взаимодействует, в том числе, и с государством. Все эти практики для меня были очень полезны, потому что первые впечатления, когда ты видишь всю эту мощь, а потом оказываешься в музее истории Хэнаня, ты понимаешь, насколько древняя китайская цивилизация развивалась, сохраняясь в современности, то, что было дано историей, а учитывая исторический опыт, создавали настоящее будущее. В этой связи, мне было очень интересно понять историю развития династии, историю суверенитета страны, защиты своих национальных интересов, экономическое чудо и развитие Китая. Когда ты видишь, что на таких древних землях рукотворно создавались все предметы, тогда древних, как, казалось бы, цивилизаций. Цивилизация в плане «цивильности», то есть — это водопровод, гончарное искусство, искусство работы с металлами. Нынешний Китай — это прежде всего упор на современные технологии, но при этом учитывая те древние наработки, которые существовали и передавались из поколения в поколение.
2. Впечатление о поездке, какие Вы выделяете глобальные изменения?
С последней поездки не так много времени прошло, но я почувствовал изменения. Такое ощущение, что два разных мира. Элементарно бросались в глаза бытовые вещи. Роботизация, когда в отелях и на улице ездят роботы, когда ты видишь зеленые машины, и не понимаешь, почему у одних подсветка номеров зеленого цвета, у других голубого цвета. А потом оказывается, что огромное количество зеленых машин – это экология, это электрокары, и это потрясает, потому что экология и экологическая тема. Китай экологичный, есть продуманная логистика, есть продуманная история. Меня поразил вопрос безопасности, если сравнивать с Россией, что у нас многие недовольны, что видеокамер много на улице. Но, в Китае их на каждом шагу и нет такого, что кто-то посягает на их личную жизнь. В том числе информационная безопасность, при пользовании социальными сетями whatsapp или в telegram – канале. Да есть wechat, он для нас не привычен, но надо привыкать. Если многомиллиардное население пользуется одним wechat и никто не возмущается, что их свободу ущемляют, то это тот опыт, который стоит обратить внимание в России. Замечу, что даже по прошлому пребыванию в Китае, по прилету, я останавливался в одном и том же отеле. Перед отелем, ночью, я видел, что строился дом около 6-7 этажей и несколько этажей здания были недостроенные, а на утро, открыв шторы, я увидел, что эти этажи уже были достроены. Вот такие вещи, конечно, поражают воображение. Не говоря уже о каких-то простых вещах — это транспортная логистика, многоуровневые дороги, скоростные магистрали поезда – все это растет с космической скоростью, о которой, когда – то могли представить писатели – фантасты. Вот это поражает визуально, а что касается содержательных вещей, вопросы идеологии, вопросы коммуникации, религии – они связывают воедино все и сплетают китайское общество.
Сегодня, ни у кого не вызывает сомнения в правильности действий руководящей структуры партии и для опыта России, когда мы на выборах и везде, обсуждаем нашу партийную систему, то тут опыт Китая полезен в том плане, что доверие к партии колоссальное, очень большое и это достигается за счет мощной коммуникации с населением, с народом. И главное, то, что я услышал, общаясь с представителями КПК – это общая ответственность. Это очень важный момент, ответственность как за позитивные результаты работы партии, так и за негативные. Например, есть какие-то элементы коррупции, как и во всем обществе, и за это отвечает не один конкретный человек. Это ответственность достаточно большого количества людей, с руководителей партии, которые не смогли справиться с той или иной ситуацией. Это очень важно. Вот эта ответственность очень важна в плане доверия общества в политической системе.
Самый потрясающий для меня момент – это посещение монастыря Шаолинь. В 2006 году туда приезжал наш президент Владимир Путин и встречался с Ши Юньсинем настоятелем храма Шаолинь. Я до сих пор нахожусь в состоянии легкого шока от встречи с настоятелем монастыря Шаолинь. Я объясню почему, ведь многие в России, в других местах, а уж тем более в Европе, у людей ошибочное представление, и вообще, представление, что такое Шаолинь. Голливуд сделал свое черное дело о монастыре, через глупые комедии, показывая элементы кунг-фу, абсолютно пренебрежительное отношение к культуре Древнего Китая.
Встреча с настоятелем монастыря меня очень потрясла. Мы проговорили без камер и видео около часа. Здесь важен вопрос традиционной религии, вопрос отношения, насколько сегодня культурный пласт, через религию, через отношение не просто к вере, а к древней истории и уважению к этому историческому пласту. Насколько сегодня сильно оно является связующим звеном «государства и общества». Государство может диктовать свои условия, но религиозный фактор, фактор донесения духовности. Для меня Шаолинь явился не только примером сохранения древних традиций, но и возможностью обогащать культуру разных стран. Ши Юньсинь, настоятелем храма Шаолинь, говорил о впечатлениях от поездки Путина и сделал акцент на то, что конечно же нас связывают традиционные ценности, наши народы, народы двух великих государств России и Китая. Эти ценности просты и понятны — это семья, уважение к культуре. А насаждение чужих религий, чужих, то что Запад называет, ценностей, на самом деле это чужое представление о мире, о жизни, они разрушают ячейку общества – семью, они разрушают государство. Если вы не верите в религию, в Бога и у вас есть другие представления, то не надо с этими представлениями лесть в духовность других народов. То, что сегодня делает Запад со своими ЛГБД и другими принципами. Сохранение духовного начала дает не колоссальный шанс, а веру людям, что их страна, их ячейка общества, как часть страны, всегда сохранится. Вот эту ценность любви, доброты понимания духовности семьи оно будет передаваться из поколения в поколение, то есть вы сможете быть уверенными, что ваш род не прервется никогда и ваши дети, внуки, правнуки, будут нести чистую веру, основанную на человеческих, добрых принципах. Вот разговор с Ши Юньсинем позволил понять близость наших народов как раз в том, что мы очень бережно относимся к нашей истории, культуре, религии, и самое главное, человеческие, не материальные ценности, не вещи, связанные с благосостоянием, а духовные вещи, ценности. Наши страны, Россию и Китай, связывают представление о семье, о будущем страны, которая приумножает свою культурную, интеллектуальную и духовную практику. Для меня поездка в Шаолинь очень важна. Я всем рассказываю в России об этом, и все приходят к мысли о том, что какие разные мы не были, есть те вещи, которые нас связывают и разрушить которые невозможно, а это самое главное. Если на физически нельзя уничтожить, то и духовно мы никому не дадим, не позволим, нас сломать.
3. Как содействовать сотрудничеству между регионами России и Китая, и взаимосвязям между народами?
Больше обменов, контактов, больше вовлекать в культурно-образовательные проекты молодежь, студентов, школьников. Я знаю, что есть наработки в г. Чите, на Дальнем Востоке, Хабаровске. Но хотелось бы, чтобы была системная история, чтобы мы могли свободнее себя чувствовать в рамках этого общения. Ходят давние разговоры, и я знаю, что в курортной зоне Хайнань как раз осуществляется с апреля безвизовый въезд, то есть российские граждане могут приезжать туда без визы на определенное количество времени без визы, но в составе группы. Надо двигаться в этом направлении, не только на острове Хайнань. Но я еще раз подчеркиваю, вещи, связанные с культурой и историей, их надо развивать. Нам тоже надо приглашать побольше китайских студентов, молодежь и обмениваться опытом. Есть города – побратимы, в том числе провинция Хэнань, надо расширять эту практику. Практика хорошая, в том плане, что не надо будет задействовать отдельно широкие институты обмена и согласования. Есть города – побратимы, можно договориться и провести культурные, общественные мероприятия. Необходимо побольше развивать диалоги, в том числе о политике, не только о культуре, надо обмениваться мнениями, что происходит в мире. И, безусловно, бизнес – сообщество у них свой план интеграции, поэтому поводу бизнес – проекты есть. Компания «Новатэк» работает с провинцией Хайнань, «Газпром» работает активно, мы видим, как в России развивается китайский автопром – это такие глобальные и масштабные проекты. Но я говорю о более глубинных моментах, которые не связывают людей деньгами, а связывают в большей степени культурой, историей, спортом, то есть гуманитарные проекты их необходимо сегодня развивать и чем больше, тем лучше, плюс еще информационность китайских составляющих проектов.
Сейчас создается союзное СМИ между Россией и Белоруссией, будет огромный медийный холдинг, в рамках союзного государства. Медийные ресурсы в каких-то моментах можно объединять и делать совместный проект, совместные документальные фильмы, художественные фильмы. В Китае сейчас очень развита киноиндустрия, которая не ставит своей целью конкурировать с Голливудом, но, тем не менее, такие вещи очень интересны. Если в едином, не информационном пространстве, а хотя бы в едином медийном кластере, где будут обсуждаться общие проблемы, которые будут освещать совместные СМИ на основе договоров. Эти вещи очень важны, потому что это прорыв информационной блокады, в которой находится и Россия и Китай. Нас ограничивают, на нас давят различные американские, британские, да и европейские ресурсы, которые не перестают нас полоскать по разным социальным сетям. Надо создавать свои собственные ресурсы и общаться с тем миром с которыми у нас дружеские отношения. У таких стран, как Россия и Китай, у нас много друзей. Надо поддерживать друг друга различно, в медийных вопросах и других. Политически — это вопросы на уровне дипломатов, согласовывается и решается на уровне двух государств, но то, что можем сделать, как представители СМИ — это развитие отношений через медиа возможности. В Кита мне все задавали вопросы, на которые долго приходилось отвечать, но если бы они хотя бы раз побывали в России, то эти бы вопросы отпали. Тоже самое было у меня до визита в Китай у меня была масса вопросов. А когда я приехал в Китай, то часть вопросов сразу же отпали, когда я многое увидел все своими глазами. Вот, что важно. Когда мир узнает, что мы вместе они будут говорить, что это ситуативный союз, а реально ведь мы вместе и будет легче совместные вопросы, проблемы решать.
4. В Китае на острове Хайнань с 26-29 марта 2024 г. прошел Боаоский Азиатский форум под девизом: «Азия и мира выскажите ваше мнение о важности данного форума
В мире сейчас много альтернативных площадок реальному «Давосу» и Китай безусловно, становится центром притяжения. Насколько мне известно. Не очень сильно там представлена российская делегация. Форум в Боао, конечно, важен, это важно в экономическом плане, а в политическом плане сегодня много альтернативных площадок. Мы видим это и БРИКС, который сегодня неплохо работает и будет расширяться.
Во-первых, все такие форматы, они конечно, являются достаточным раздражителем для Запада. Во-вторых, главное, они способны представить свою альтернативную повестку многополярному миру.
Товарищ Си Цзиньпин неоднократно говорит в рамках «Один Китай – Один Путь», с одной стороны, когда отстаиваются интересны своей страны, а с другой стороны, он говорит, что духовное единство способно изменить существующий миропорядок.
Духовное единство – духовное единообразие тех людей, которые сегодня готовы что-то альтернативное представить тому западному миру, который нам навязывался.
Глобальная политика однополярности, которая сегодня рухнула, должна найти замену, хорошую замену, в том числе различные площадки, которые сегодня развиваются, в том числе, как «Восточный Давос». Это очень важно и привлечение большей активности России будет в пользу, как нашей стране, так и Китаю. Надо это развивать и поддерживать. Надо к этом относиться не просто серьезно, а стараться сделать так, чтобы это стало заметно во всем мир. И наконец-то, у кого-то в голове щелкнет и прекратят навязывать всему миру свою глобальную повестку глобального доминирования, его уже нет.
Альтернативность площадок, как раз стремиться к тому, чтобы в политическом плане многополярный мир был справедливым и честным, а в экономическом плане это позволит избегать санкций и перестанет давать лишний шанс диктовать экономические условия такой стране, как Америка, которая по большому счету, сегодня экономически не доминирует во всем мире, это надо признать. Альтернативность, многополярность, уважение друг к другу, при этом сохранение суверенитета всех стран. Любая площадка, которая придерживается принципов уважения к своим соседям, своим друзьям, в том числе и уважение к конкурентам, дает шанс, что мир наш будет развиваться дальше и мы будем избегать различных конфликтов и войн.
Автор Юдочкина Наталья