Апрель для нас является космическим месяцем

Апрель для нас является космическим месяцем

История создания «Лунохода-1», в первую очередь, связана с именами Главного конструктора ОКБ-1 (ныне РКК «»Энергия»), С.П. Королёва и Президента АН СССР М.В. Келдыша, которые практически сразу после первого спутника, перевели идею движения по поверхности Луны в практический проект.

С.П. Королёв, по воспоминаниям ветеранов РКК «»Энергия», привлекал к инженерному осмыслению задачи создания лунного самоходного аппарата (ЛСА) сотрудников ещё в конце 50-х гг. прошлого века. В 1959-1960 гг. он обращался с этой задачей в КБ танкового машиностроения Ленинградского Кировского завода, а затем, в 1961 г., в Научный автотракторный институт (НАТИ).

4 октября 1957 года, наша страна запустила в космос первый в мире Искусственный Спутник Земли (ИСЗ) ПС-1, открыв для всего человечества космическую эру.

В соответствии с Указом Президента РФ № 549 от 31 мая 2006 г. эта памятная дата отмечалась, как – День космических войск РФ, созданных в 2001 г.

Но задолго до этого эпохального события, 103 года назад, на планете Земля родился Александр Кемурджиан.

А.Л. Кемурджиан – основатель научной школы космического транспортного машиностроения

В 1960-х гг. ему суждено стать главным конструктором самоходного шасси «Лунохода» – первого в мире планетохода.
Однако, секретность не позволила сразу воздать должное талантливому инженеру всенародно. Только в конце 1980-х гг. мир широко узнал имя создателя “лунного трактора” – Александра Леоновича Кемурджиана, одного из великих петербуржцев.

17 ноября 1970 г., впервые в истории, на поверхности Луны появилась колея передвижной автоматической лаборатории «Луноход-1», созданной на Земле. Многие учёные, специалисты и СМИ разных стран признавали это огромное достижение СССР – изучение Луны контактными методами с помощью непилотируемых космических аппаратов (КА) – как сознательно выбранное стратегическое направление. Ведь, накануне, 20 сентября 1970 г. советская автоматическая станция «Луна-16», доставила на Землю 101 г лунного грунта.

Мобильная космическая робототехника, которая стартовала «Луноходом-1», закрепила успех «Луноходом-2» и получила продолжение в конце XX в., когда на Марсе успешно отработал небольшой, массой 15,6 кг, марсоход «Sojourner».
На сентябрь 2020 г. на поверхности Луны и Марса работало 8 мобильных роботов, причём два из них продолжают работу: «Curiosity» на Марсе, а «Yutu-2» на Луне. Развитие исследований небесных тел с помощью планетоходов, которое будет продолжено при создании лунных и марсианских баз, – главный современный итог «Лунохода-1».

Маленков Михаил Иванович:
«Основная машина – «Луноход-1», запущенная в космос 54 года назад, 17 ноября 1970 года, сошла по аппарелям межпланетной космической станции «Луна-17» на поверхность естественного спутника Земли и проложила первую лунную колею, – рассказывает вице-президент петербургского отделения Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского (РАКЦ) Михаил Иванович Маленков, в прошлом главный конструктор по космической тематике ВНИИ-100.
– Но копий того лунохода было сделано, разумеется, несколько – на них проводились испытания различных его узлов и агрегатов. А в петербургском музее
экспонируется выставочный образец, принадлежащий НПО им. Лавочкина, с которым мы объездили чуть ли не полмира.
Именно там, во ВНИИ-100 (ныне – ОАО «ВНИИТрансмаш»), в Горелове еще в 1963 году по личной инициативе Сергея Королева началась работа над невиданной лунной автомашиной. Сергей Павлович побывал на предприятии годом позже и там же принял решение: луноход будут делать именно ленинградцы! Правда, еще через год Королев передал всю эту тематику в НПО им. Лавочкина, под чье «крыло» перешел и коллектив ВНИИ-100.

– Предприятия и ученые Ленинграда внесли очень большой творческий вклад в реализацию советских лунных экспедиций вообще и лунохода в частности, – продолжает Михаил Иванович.
– Во ВНИИ-100 было создано и отработано самоходное автоматическое шасси «Лунохода-1» и прибор для исследования физико-механических свойств лунного грунта в естественном залегании по всей трассе движения лунохода. Но кроме нас в создании лунной техники участвовало не менее трех десятков ленинградских предприятий, организаций и вузов. А два члена экипажа первого лунохода – выпускники Можайки

РАКЦ попросила руководство НПО им. Лавочкина предоставить Петербургу свой выставочный образец, чтобы показать его жителям города, которому он обязан своим появлением на свет.
Перед экспонированием в Петербурге луноходу требовалась большая реставрация, ибо он много времени провел в странах Юго-Восточной Азии с их жутким тропическим климатом. Но РАКЦ необходимыми для этого деньгами не располагала.
– И тогда мы вышли на Игоря Владимировича Коровина – директора международного культурного центра, занимающегося музейными делами в области техники, которому принадлежит и музей, – комментирует Михаил Маленков.
– Вместе с ним съездили в Химки и договорились, что НПО им. Лавочкина передаст нам временно выставочный образец лунохода при условии, что мы вкладываемся в его ремонт, транспортировку и страховку. Мы все эти условия выполнили.

Совсем недавно пик интереса к материалам монографии был характерен для китайских специалистов. Несмотря на существенный научно-технический прогресс, который позволяет сейчас по новому решать проблемы проектирования космических аппаратов прошлого века, отдельные положения монографии продолжают оставаться актуальными для специалистов и ученых других стран, подключающихся к исследованиями Луны и Марса контактными методами.

Рубрика: Главные новости
Метки: