Китай обнародовал целую «пулеметную ленту» контрмер в ответ на решение США ввести дополнительные 34 % пошлины на весь импорт из КНР. Официальный Пекин не только введет с 10 апреля зеркальные 34-процентные дополнительные пошлины на весь американский импорт. В придачу страна на 11 расширила список «неблагонадежных» американских предприятий, которым отныне запрещено торговать и инвестировать в КНР; на семь пунктов увеличила расписание болезненных для США ограничений экспорта редкоземельных металлов; запретила экспорт продукции двойного назначения еще 16 американским компаниям, ну и, разумеется, обжаловала действия американцев в ВТО.
В сопроводительной записке Госсовета КНР отмечено, что все эти шаги приняты в ответ на действия Вашингтона, которые «нарушают международные торговые правила, серьезно подрывают законные права и интересы Китая, являются типичным проявлением международной травли и политики односторонних действий».
Пример Китая демонстрирует: политика США по «принуждению пошлинами» работает в отношении далеко не всех зарубежных партнеров. Расчет Вашингтона на то, что Пекин наштампует «последних китайских предупреждений» и пойдет на попятную, навряд ли оправдает себя. Времена уже не те: у Китая появились силы и возможности не только выстоять перед натиском Соединенных Штатов, но и достойно ответить на них. Предельно ясно ситуацию обрисовало китайское государственное информагентство Синьхуа: «Неколебимая уверенность Вашингтона в его нерушимом превосходстве – заблуждение, которое становится все более очевидным день ото дня».
Впрочем, думать, что КНР все нипочем – тоже далеко не верно. Разумеется, ситуация несладкая. США поднимают пошлины на весь импорт из Китая уже в третий раз с начала года. Общий размер введенных с февраля дополнительных пошлин на поставки из КНР достиг 54%. В Morgan Stanley подсчитали: с учетом дополнительных пошлин, введенных Трампом во время первого президентского срока, в среднем импортные пошлины на ввозимые из КНР в США товары будут составлять 65%-66%.
По прогнозу старшего экономиста Soochow Securities Лу Чжэ, новые тарифы приведут к сокращению китайских поставок в США на 31,5%. Это повлечет общее проседание китайского экспорта на 4,6% и будет стоить национальной экономике 1% от ВВП.
Впрочем, неправильно думать, что новые пошлины лягут исключительно на плечи китайских поставщиков. Профессор Шанхайского института финансов при Университете «Цзяотун» Ху Цзэ объясняет: «Нагрузка от новых пошлин будет распределена между китайскими поставщиками, американскими закупщиками и конечными потребителями в США. Однако это распределение не будет равным. Все будет зависеть от того, насколько сильны позиции каждой из сторон».
По его словам, часть дополнительной нагрузки, действительно, могут взять на себя поставщики КНР, но только крупные. Так, маржа для крупных китайских поставщиков крупнейшей американской торговой сети Walmart достигает 5%: есть пространство для затягивания поясов. А вот маржа у поставщиков мелких – не более 2%. Здесь падать уже некуда, и небольшие поставщики, скорее всего, будут вынуждены уйти с американских рынков.
Это, по мнению экономистов, приведет к некоторому падению присутствия китайских товаров на прилавках американских магазинов. Примером тому – тот же Walmart. До начала американо-китайского торгового конфликта в 2018 году 80% продаваемых в этих супермаркетах в США товаров были родом из КНР, к середине 2023 года этот показатель упал до 60%. Однако это не значит, что товары из Китая заменили на родные-американские: по отдельным направлениям Walmart перепрофилировался на Индию (с 2018 по середину 2023 доля товаров из Индии на прилавках американских Walmart выросла с 2% до 25%).
Впрочем, дальнейшего ухода к индийским поставщикам тоже не предвидится. Во-первых, и в отношении Индии новая администрация Трампа ввела дополнительные импортные пошлины в 26%. Во-вторых, индийские поставщики не могут предложить такого широкого, как у Китая ассортимента. Сегодня США не могут полностью «импортозаместить» Китай. По незаменимым товарам переговорные позиции Китая будут куда сильнее – и вот тут нагрузка дополнительных пошлин ляжет в-основном на плечи американских закупщиков и потребителей.
В-общем, сладко не придется никому. Собственно, именно об этом постоянно твердят в Пекине: «В торговых войнах победителей не будет, проиграют все». Вместе с тем, власти КНР напоминают: Китай даже при значительных потерях не намерен сдавать позиции на фронтах торгового конфликта с американцами.
Во-первых, страну уже не так легко подкосить внешнеторговыми ограничениями. КНР сегодня не настолько сильно экспортно-зависима, как пару десятилетий назад. Если в 2006-м соотношение внешней торговли к ВВП в КНР составляло 67%, то по итогам 2024 года — 32,5%. Соотношение экспорта к ВВП в Китае сегодня – 18,5%. То есть более 80% национального валового внутреннего продукта обеспечивается внутренним потреблением.
По итогам 2024 года на США приходилось порядка 11% от объема внешней торговли КНР. Соотношение американо-китайской торговли к ВВП КНР – 3,5%; китайского экспорта в США к ВВП КНР – 2,7%. То есть даже полное закрытие границ США для поставок из Китая не сможет остановить развития китайской экономики, плановый показатель роста которой на нынешний год составляет примерно пять процентов. Очевидно, что в этом конфликте Китай выстоит: у него есть очень большой запас прочности.
Константин Щепин