10 октября 2025 года в рамках пресс-тура Друзья Петербурга состоялось посещение реставрационных мастерских Русского музея, площадки-участника фестивальной программы

10 октября 2025 года в рамках пресс-тура Друзья Петербурга состоялось посещение реставрационных мастерских Русского музея, площадки-участника фестивальной программы

Тема: музейное дело, образование в креативных индустриях.
В пресс-подходе приняли участие представитель реставрационных мастерских или музея.

Заведующий отделом технологических исследований Государственного Русского музея Вячеслав Юрьевич Торопов рассказывает о инфракрасной камере сканирующего типа «Осирис».

Гуренович Мария Александровна — специалист технологических исследований Государственного Русского музея
Андреев Иван Иванович — специалист технологических исследований Государственного Русского музея,
рассказал про физические методы исследования реставрации.

История деятельности реставрационного подразделения в Русском музее насчитывает 100 лет.

Для современной музейной практики особое значение имеют три основных метода реставрации:
— консервационный, т.е. направленный на улучшение состояния сохранности памятника без изменения его текущего облика;
— аналитический, являющейся основным реставрационным методом в России;
— синтетический, применяемый как исключение и предусматривающий во всех случаях целостную реставрацию памятника с возможной реконструкцией утраченных деталей.

Современные приёмы реставрации допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений науки и различных физико-химических методов исследования.

Для ценных в историческом или в художественном отношении памятников, а также для объектов, имеющих значение памятников истории материальной культуры, обычно применяют метод консервации или аналитический с ограниченным раскрытием и сохранением наслоений, имеющих историческую или художественную ценность.

Процессу реставрации обязательно предшествует предварительное всестороннее изучение объекта с привлечением химических, оптических и физических методов исследования, такие как обзорное рентгенографирование, микро- и макрофотография, обследование поверхности в ультрафиолетовом и инфракрасном спектре излучения.

При реставрации восстанавливается утраченная механическая прочность объекта реставрации, путём введения в его структуру родственных материалов. Например, пропитка известковой водой слоя штукатурки под настенной живописью, осетровым клеем — грунта икон и картин масляной живописи, красочного слоя — клеевой живописи.

Важной составляющей современного подхода является обучение новых специалистов, обладающих знаниями как о традиционных, так и о современных научных методах реставрации.

Особое внимание в ходе экскурсии было уделено необходимости передачи навыков молодым специалистам,
передать уникальные знания и традиции ленинградской школы реставрации.

Мероприятие подчеркнуло, что инвестирование в образование и менторство молодых реставраторов — залог преемственности и развития этого важнейшего направления культурного наследия России.

Как сообщалось ранее, в Русском музее при поддержке ПАО «Газпром» началась реставрация исторических картин Григория Угрюмова.
Комплексная научная реставрация двух большеразмерных картин «Взятие Казани 2 октября 1552 года» размер (510 × 380 см) и «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (510 × 393 см).
Примечательно, что оба полотна Григорий Угрюмов написал по личному поручению Павла I. За эти монументальные исторические произведения в 1800 году художник получил звание профессора.

Мероприятие прошло при поддержке президентского фонда культурных инициатив.

Рубрика: Главные новости
Метки: