Китай прощается с бензином и приветствует аккумуляторные батареи — при поддержке правительства китайский рынок электрокаров ширится буквально с каждым днем. Если еще несколько лет назад электрические автомобили были для китайцев малоизвестным способом передвижения, то сегодня по дорогам страны ездят миллионы электрокаров, а спустя 15 лет в стране вовсе перестанут покупать автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Как Китай стал крупнейшим рынком электроавтомобилей — в материале проекта «Россия-Китай: главное».
От люкса до стартапов
Китай твердо намерен стать лидером рынка электромобилей (EV). В 2030 году три из пяти проданных автомобилей в стране будут работать от аккумуляторов, предсказывают в китайских банках HSBC и UBS. При пересчете ежегодно в продажу будет поступать 10 миллионов электрокаров, каждая стоимостью около 20 тысяч долларов. А, значит, размер рынка через десять лет достигнет 360 миллиардов долларов.
Совсем недавно такие цифры казались невероятными. Однако стремительное развитие китайских технологических компаний и поддержка государства сделали их вполне реальными планами.
Первая китайская компания, попытавшая счастье на этом поприще, — BYD (Build Your Dream). Свой первый электромобиль она произвела в 2008 году. Спустя 12 лет, в 2020-м фирма выпустила почти 140 тысяч автомобилей и заработала 23,4 миллиарда долларов.
Крупнейший производитель электрокаров в стране все же пока не китайский. BYD обгоняет известная уже во всем мире Tesla. Больше всего автомобилей компании можно увидеть в крупных городах, таких как Пекин и Шанхай, где в 2019 году появился первый завод фирмы на китайской земле.
Примечательно, что Tesla — единственная иностранная компания в стране, которой позволено самостоятельно управлять своим производством. Остальным внешним игрокам необходимо создавать совместные предприятия с китайскими. Так, например, действуют General Motors и Ford.
Однако такие крупные компании — далеко не единственные на рынке, на пятки им наступают молодые местные производители — Xpeng Inc., Li Auto Inc., WM Motor, Nio Inc. Последний — самый крупный электромобильный стартап, он появился в 2018 году. При этом компанию уже оценивают в 56 миллиардов долларов — больше, чем General Motors.
Вступают в игру и люксовые бренды. На прошедшей в апреле в Шанхае ярмарке были представлены EV- модели от Bentley, Rolls-Royce, Lamborghini и Audi.
Всего за долю перспективного и уже крупнейшего в мире рынка электрокаров борются около 30 компаний. Среди них и такие ветераны автоиндустрии как китайская SAIC и Volkswagen, и компании, занимавшихся недвижимостью, и техногиганты Tensent и Huawei. Гонка не из легких. Китайские покупатели и так избалованы огромным выбором обычных машин, к которому теперь добавился богатый ассортимент электромобилей. Борьба за потребителей предстоит непростая.
Государство в помощь
Рынок электрических автомобилей не развивается сам по себе ни в Европе, ни в Америке, ни в Азии. Правительства вынуждены его стимулировать — выделять субсидии, преференции, льготы. И Китай здесь в лидерах.
Государство возмещает покупателям электрокаров часть стоимости в зависимости от того, сколько может проехать автомобиль на одной полной зарядке. Как правило, сумма составляет около 18 тысяч юаней (2,8 тысячи долларов). Однако, недавно такую «скидку» снизили на 20% — до 14 тысяч юаней. Субсидии распространяются только на автомобили ценой ниже 300 тысяч юаней (46 тысяч долларов). Исключение — машины с упрощенной системой смены аккумулятора.
Такая политика уже позволила Китаю стать самым крупным в мире рынком электромобилей, на который приходится почти половина продаж во всем мире.
Восточная Азия — уже лидер в производстве аккумуляторов — одной из самых дорогих и наукоемких частей автомобиля. На Японию, Южную Корею и Китай вместе приходится около 95% всех произведенных в мире аккумуляторов. Самая большая доля приходится на КНР: у страны самые большие производственные мощности в этой сфере, и в ближайшие годы это не изменится, считают аналитики.
Власти Китая поддерживают не только производителей автомобилей, но и компании, которые занимаются исследованиями, разработкой новых типов аккумуляторов, программного обеспечения, чтобы китайские производители могли как можно скорее выйти на европейский и американский рынки и быть на них конкурентоспособными. Примеры успеха такой стратегии уже есть — производитель батарей Contemporary Amperex Technology Co Ltd, который поставляет зарядные устройства Tesla. Компания разработала аккумулятор, который можно использовать в течение 16 лет, а машина на нем проедет более 1,6 миллиона километров.
Помимо этого, руководство страны контролирует и цепочки поставок, улучшает инфраструктуру для владельцев электромобилей. По всей стране установлено около 500 тысяч станций подзарядки EV — в пять раз больше, чем в США. Более того, система станций унифицирована. То есть, вне зависимости от марки автомобиля зарядить его можно на любой станции.
Лидер на рынке
Хотя спрос на электроавтомобили в Китае при помощи властей в последние годы неуклонно рос, в начале пандемийного 2020 года он снизился. Сказалось падение цен на нефть, и многие покупатели, для которых стоимость обслуживания машины в приоритете, отказались от идеи купить электрокар. Однако, вместе с экономическим восстановлением возвращается и популярность электромобилей.
Только в сентябре 2020 года, когда в Китае уже справились с пандемией, BYD продала 19,8 тысячи автомобилей, работающих на новых источниках энергии, — на 45% больше, чем в предыдущем году. В 2021 году рынок продолжил восстановление, а в апреле был побит рекорд по производству и продаже EV за один месяц — 216 тысяч и 206 тысяч. Это, соответственно, на 163,6% и 180,3% больше показателей предыдущего года.
Несмотря на коронакризис, по итогам прошлого года в Китае было продано на один миллион больше электрокаров, чем в США. Причин несколько: во-первых, в Штатах нет такой мощной государственной поддержки индустрии, к тому же там нет своего масштабного производства аккумуляторов. В то же время, вкусы покупателей двух стран различаются. Китайцы охотно покупают миниатюрные городские электрокары, которые можно легко припарковать на тесной улице. В частности, бестселлер прошлого года — Hong Guanf Mini совместного предприятия General Motors и китайской Wuling. Таких машин продавали более 30 тысяч в месяц. В США же самые популярные модели — SUV и массивные пикапы. Ford F-серии, например, уже 39 лет подряд остается самым продаваемым автомобилем в Штатах.
Так, государственное подспорье и заинтересованность граждан позволила Китаю стать одним из крупнейших рынков электрокаров в мире. И остальным странам предстоит потрудиться, чтобы догнать китайских производителей.