Китайский дворец — дворец, расположенный в юго-западной части дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум»
Китайский дворец (объект культурного наследия РФ) расположен в юго-западной части дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» в г. Ломоносов. Дворец построен в 1762—1768 гг. по проекту архитектора Антонио Ринальди для императрицы Екатерины II. Он является частью ансамбля Собственной дачи в Ораниенбауме. А свое название получил благодаря тому, что его несколько интерьеров отделаны в очень модном на то время китайском стиле — шинуазри.
В 1852—1853 гг. южный фасад был перестроен по проектам архитекторов А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта – так появился второй этаж. Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. С востока и запада к торцовых частям дворца были пристроены небольшие помещения — антикамеры.
В качестве музея дворец был открыт в 1922 году.
Из всех построек середины XVIII века в Ораниенбауме (дворец Петра III, павильон Катальной горки) именно в Китайском дворце стиль рококо проявил себя наиболее полно. Именно в этом заключается уникальность дворца.
Проявление стиля рококо в ораниенбаумских постройках А. Ринальди проступает не в отдельных деталях, а в совокупности черт этого стиля: оно ярко выражено не только в фасадах и планах дворцов, но и в декоре помещений.
Основные «яркие» черты стиля:
1) Контраст наружного облика и внутренней отделки
Все постройки Ринальди отличаются строгостью и простотой внешнего облика и одновременно роскошью, изысканностью, разнообразием внутреннего убранства.
2) Большие размеры застекленных дверных и оконных проемов
Соединение интерьера и окружающей природы — испытанный прием стиля рококо.
3) Различие обработки интерьеров
Форма и отделка каждого помещения различны в зависимости от его назначения. Более того, мебель и прочие предметы декоративно-прикладного искусства — часть декора именно данного интерьера. Недаром в Китайском дворце мебель чаще всего изготовлена специально для какой-либо комнаты по эскизам Ринальди (архитектора и одновременно декоратора помещений).
Эти три черты в некоторой степени объясняют удивительную гармоничность интерьеров Китайского дворца, его связанность как к с внешним обликом, так и с близлежащим прудом и парком.
Стоит отметить и ещё один замечательный момент – дворец абсолютно подлинен, так как он не был захвачен фашистами в годы Великой Отечественной войны ( в годы войны Китайский дворец был законсервирован, музейные ценности были эвакуированы). Сам Китайский дворец в годы войны не получил каких-либо серьёзных повреждений от обстрелов, за исключением снаряда, попавшего во второй этаж дворца. Выставочные помещения и интерьеры от этого снаряда не пострадали.
Архитектура Китайского дворца
Китайский дворец стоит на невысоком выступающем стилобате, который образует своеобразную террасу. Она облицована пудостским камнем и гранитом. С запада и востока к жилым помещениям, расположенных в ризалитах, примыкают партерные садики. Они ограждены ажурными металлическими решетками.
В плане дворец представляет собой букву П, протяженностью по оси запад — восток. Его фасады имеют различное архитектурное решение. До наших дней в изначально неизменном виде сохранился лишь северный фасад (с южного фасада в XIX веке был надстроен второй этаж).
Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями). По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом — раковиной и гирляндами.
Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. К зданию пристроены два сильно выступающих ризалита, которые предназначались для жилых покоев. В XVIII веке ризалиты образовывали собой миниатюрный дворик, в центре которого находился вход во дворец.
Убранство интерьеров Китайского дворца отличается поразительным разнообразием в использовании художественных средств и материалов: живопись, лепка, позолота, мозаика, наборное дерево, искусственный мрамор, росписи по тканям, стеклярус.Перекрытия всех семнадцати интерьеров Китайского дворца украшены живописными плафонами. Двенадцать из них выполнены по специальному заказу мастерами Венецианской Академии художеств, художниками-декораторами Г. Дициани, Д. Питтони, Ф. Цуньо, Д. Маджотто, Д. Гварана. Подобным собранием не располагает ни один из музеев.
Уникальны по своему художественному значению паркеты дворца общей площадью 722 квадратных метра. Они набраны из отечественных и «заморских» древесных пород: красное дерево, палисандр, амарант, самшит, персидский орех, черное и лимонное дерево, клен, береза, дуб. По богатству и разнообразию древесных пород, по сложности рисунка набора и мастерству исполнения паркеты Китайского дворца не имеют себе равных.