21, 22 и 23 ноября три представления балета «Спартак» Арама Хачатуряна в постановке Леонида Якобсона Мариинский театр посвящает Майе Михайловне Плисецкой – к ее дню рождения, который весь балетный мир отмечает сегодня, 20 ноября.
В 1950-х годах постановочный процесс нового балета Арама Хачатуряна шел сразу на двух главных балетных сценах – в Москве и Ленинграде. Но первым «Спартака» поставил Леонид Якобсон – премьера состоялась 27 декабря 1956 года в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). Весной 1958 года спектакль, уже в хореографии Игоря Моисеева, показали в Большом театре. Партию Эгины на премьере танцевала Майя Плисецкая, Гармодия – Николай Фадеечев. Версия Моисеева прошла всего шесть раз за один сезон и исчезла навсегда. Спустя четыре года на московской сцене появился и балет Якобсона. Титульную роль тогда исполнял Дмитрий Бегак, а Майя Михайловна выходила в роли Фригии. Позднее она блистала и в постановке Юрия Григоровича – третьей версии знаменитого балета, которая стала визитной карточкой Большого театра.
Майя Михайловна писала в своих воспоминаниях о первой постановке: «Я появлялась во дворце Красса из нижнего люка, на подъемнике, в радужных струях всамделишного фонтана. В гладиаторских поединках участвовала вся мужская часть труппы. Все переливалось красками, кипело, полыхало. Файер извергал на публику такую мощь хачатуряновских тутти, что барабанные перепонки корежились, содрогались. Роскошными были костюмы. Они искрились перламутром, играли цветастой вышивкой театральных камней. Хореографическая пластика была сочная, земная, эффектная, но рассказывать балет писчим пером — гиблое дело. Просто поверьте, что вязь комбинаций была головоломно трудна, но замечательно красива, эффектна, когда удавалось ее осуществить».
Майя Плисецкая была близким другом маэстро Гергиева и Мариинского театра – выступала на петербургской сцене в годы исполнительской карьеры, принимала личное участие в важных событиях театра, была почетным зрителем многих премьер. Вместе с супругом Родионом Щедриным приезжала на спектакли и фестивали Мариинского театра не только в Санкт-Петербург и Москву, но и на Музыкальный фестиваль Мариинского театра в Самару, а также в регионы по маршруту Московского Пасхального фестиваля и на зарубежные выступления театра. Обращаясь к постановке балетных партитур Родиона Щедрина, созданных для Плисецкой или посвященных ей, театр неизменно находил в лице Майи Михайловны мудрого советчика и помощника.