Россия рвется на китайский Рынок

Россия рвется на китайский Рынок

Российский бизнес демонстрирует взрывной рост интереса к китайским рынкам. Свидетельством тому – проходящая в Шанхае 5-10 ноября Китайская международная импортная ЭКСПО, на которой представительство РФ выросло вдвое как по показателям площади экспозиции (она достигла 1700 кв.м.), так и по количеству участников: на этот раз это 66 компаний из 30 регионов – от Калининграда до Камчатки.

Кратное увеличение этих показателей вполне ожидаемо с учетом роста градуса разворота российской экономики на Восток, рассказал в интервью CGTN первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков. «Это связано, прежде всего, с тем, что российский экспорт существенным образом переориентировался с традиционных ранее рынков – например европейского — на Китай и другие азиатские страны. Если до февраля 2022 года доля ныне недружественных нам стран в нашем товарообороте была 40%, то сейчас это 18%. И львиная часть из высвободившихся 22% пошла на китайский рынок. Китай — это основное направление перестройки российского экспорта», — отметил он.

Об этом же говорит и статистика российско-китайского товарооборота. Цель довести его ежегодный объем до $200 млрд будет достигнута с опережением графика – уже в этом году. «По итогам 2023 года будет порядка $210-215 млрд. Это делает Россию шестым крупнейшим торговым партнером КНР. До 2022 года мы были десятыми. Идет рост поставок, меняется качество российского экспорта в Китай. На китайский рынок выходит уже не только крупный, но и средний и малый бизнес», — отметил Осьмаков.

По словам замминистра, все эти факты свидетельствуют о том, что российско-китайское экономическое взаимодействие выработало устойчивый иммунитет к попыткам Запада подорвать двусторонние связи, в том числе, посредством санкционного давления. При этом он посоветовал не испытывать головокружения от успехов и сохранять бдительность: «Раз уж мы используем слово «иммунитет», правильно провести аналогию с вирусом. Санкции – они как вирус, они постоянно меняются. Поэтому и иммунитет должен все время меняться, организм наших торговых отношений должен адаптироваться».

Говоря о перспективах развития двусторонней торговли, Осьмаков согласился с широко растиражированным в китайских медиа прогнозом российского предпринимателя Олега Дерипаски о том, что товарооборот можно увеличить вдвое и даже вывести его на планку $500 млрд в год. «Потенциал развития торговли с Китаем измеряется не процентами, а десятками процентов, возможно, мы даже можем говорить о порядках. Потому что китайский рынок огромный, и мы очень много чего можем сделать для Китая. У нас очень недоиспользованный потенциал экспорта в несырьевом направлении. Если мы будем активно работать, обозначенные цифры вполне достижимы», — уверен первый замминистра промышленности и торговли.

Согласилась с прогнозом Дерипаски и генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина. Правда, с небольшой оговоркой: «Для обеспечения дальнейшего роста нам необходимо решить проблему незнания китайскими партнерами возможностей российских поставщиков. Именно повышение узнаваемости российской продукции в Китае – наша первоочередная задача».

Эта задача решается: на импортной ЭКСПО постоянно ширится спектр российской продукции. Так, на нынешнюю выставку впервые привезли не макеты, а реальные комплексы российского станкостроения. Корпорация СТАН представила многофункциональный шлифовальный станок с числовым программным управлением. По словам генерального директора холдинга Бориса Богатырёва, присутствие на ЭКСПО — «отличная возможность продемонстрировать международному обществу передовые отечественные разработки и подтвердить имидж России как технологически развитой и конкурентоспособной страны». Расчет оправдал себя: холдинг запустил переговоры о сотрудничестве с двумя десятками китайских предприятий.

По словам руководителя РЭЦ, по итогам нынешней ЭКСПО россияне рассчитывают подписать контракты как минимум на $3 млрд. Уже сейчас понятно, что такая задача будет выполнена и перевыполнена. Лишь один контракт уже покрыл треть от заявленной суммы: китайский авиаперевозчик China Eastern сообщил, что подписал на полях выставки контракт на импорт российского дальневосточного краба стоимостью $1 млрд.

Вероника Никишина подчеркивает, что $3 млрд – лишь ориентир и далеко не предел. «На самой выставке запланировано более 500 переговоров, после выставки работа по заключению контрактов продолжится. Все российские компании на ЭКСПО уже сейчас имеют от пяти до десяти, как минимум, китайских партнеров, с которыми договорились продолжить переговоры уже непосредственно по обсуждению коммерческих деталей поставки», — сказала она в интервью CGTN.

По словам руководителя РЭЦ, привлекательности российским производителям добавляют комплексные решения поставок. «Очень важно, что мы в этом году впервые предлагаем для китайских потребителей не только российскую продукцию, но и логистическое решение, способ доставки, которым можно получить эту продукцию. Таким образом, переговоры как по цене российского экспортного товара, так и по способу его доставки — это то, что сейчас находится, как говорится, на кончиках пальцев в переговорах российских и китайских партнеров».

«При этом мы не гонимся только за объемами. Нам важно, чтобы каждый российский участник в зависимости от своих экспортных возможностей нашел своего покупателя. На выставке присутствуют как крупные российские экспортеры, которые могут своим контрактом сразу с

Рубрика: Россия-Китай: главное
Метки: