Будущее России и Азии – в создании совместных производств

Будущее России и Азии – в создании совместных производств

Развитие новых производственных сил и новые возможности российско-китайского экономического взаимодействия в беседе с Виталием Манкевичем, председателем Общероссийской общественной организации «Российско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей» РАСПП

Как вы понимаете китайскую политику развития новых производственных сил и какие возможности, по вашему мнению, она может создать для дальнейшего развития российско-китайского экономического взаимодействия?

Это означает, что Китай будет вкладывать большие средства в модернизацию ключевых производственных отраслей. Вместе с тем, есть и своя специфика. Во-первых, финансовая сторона – для финансирования модернизации ключевых производственных отраслей будут запущены «сверхдлинные» специальные гособлигации на сумму 1 трлн юаней. В целом деньги пойдут на реализацию основных национальных стратегий, к которым, конечно, относятся и отрасль инновационного производства. Кроме того, Народный банк Китая сократил норматив резервных требований для банков, а это значит, что больше банков смогут заниматься кредитованием инновационного производства. При этом власти Китая в 2024 году намерены ужесточать финансово-экономическую дисциплину, а также «решительно пресекать транжирство и расточительство» — очевидно, это сигнал тем, кто хотел бы поживиться за счет больших государственных вложений в инновации.

Во-вторых, очевидно, что КНР будет осуществлять этот переход поэтапно, без резких движений. Об этом сказал председатель КНР Си Цзиньпин, который предостерег от шагов, которые, номинально развивая новые производственных сил, повредят работе традиционных, то есть тех, которые уже относительно развиты. То есть уже развитые сектора будут основой для инновационного строительства производства, и пока и новые производственные силы не заработают в полную мощность, от старых никто отказываться не будет. При этом председатель КНР Си Цзиньпин говорил прямым текстом, что планы по развитию новых производственных сил не должны реализовываться по принципы «уравниловки», то есть для каждого региона Китая будет индивидуальный подход. Кроме того, Си Цзиньпин указал, что акцент на развитие новых производственных сил не означает отказ от модернизации старых. То есть Китай подходит к этому вопросу основательно, не бросаясь из крайности в крайность.

Для российско-китайского сотрудничества это очень позитивная новость. То есть база остается той же, а вектор все больше склоняется в сторону инновационности. Безусловно, китайским партнерам будет интересно. Что инновационного мы им сможем предложить. Речь идет о создании совместных производств, достижении эффекта синергии между производственными предприятиями РФ и КНР.

Как вы оцениваете перспективу сотрудничества России и Китая в настоящее время?

Во-первых, я вижу значительный потенциал в создании совместных производств. Рост торговли – это хорошо, но гораздо лучше будет соединить потенциалы наших предприятий, дать им возможность дополнять друг друга, получить эффект синергии. Я уверен, что в сотрудничестве российских и китайских предприятий можно создавать продукты не только для рынков наших стран, но и продукты, которые будут вполне конкурентоспособны на внешних рынках. Во-вторых, я думаю, в этом году следует ожидать более активного входа китайских компаний в ниши, образовавшие после ухода компаний из недружественных стран. Таких ниш множество, все они высокомаржинальны, к тому же китайские компании могут воспользоваться льготами, которые активно предлагаются российским правительством. В-третьих, я жду, что китайские компании еще более активно будут осваивать российские территории опережающего развития и технопарки, где для них созданы отличные условия, и уже есть примеры успешных кейсов. Во всех этих направлениях работает РАСПП.

Какие ниши развития вы выделяете между Россией и Китаем?

Считаю, что наиболее перспективны ниши гостиничного и ресторанного бизнеса, промышленного производства, агропромышленного сектора, совместные научно-технические исследования, полезные в плане интеграции в предпринимательскую деятельность, ритейл, строительство инфраструктуры и жилья, сотрудничество по линии вузов, инвестиционное и межбанковское сотрудничество.

Как вы оцениваете важность двух сессий, как важного политического события (вектор на 5 лет) ?

Думаю, «две сессии» имеют определяющее значение ид для Китая, и для его партнеров, и для всего мира. Это неудивительно, если учесть, что Китай сейчас – один из полюсов многополярного мира, один из ключевых политических игроков на мировой арене, страна с непревзойденным научно-техническим потенциалом и человеческим капиталом, огромным рынком и экспортными возможностями. Специфика в том, что нынешний вектор, в отличие от многих предыдущих, определяется с учетом большого количества внешних факторов, в том числе негативных, таких, как санкции и торговые рестрикции, внешнеполитическая напряженность, разрыв цепочек логистики и добавленной стоимости, другие вызовы, стоящие перед Китаем, вроде демографической проблемы, проблемы занятости молодежи и т.д. Итоговых решений двух сессий еще предстоит подождать, нужно будет их проанализировать, а эффект от них проявится через годы, если не через десятилетия.

#комментарий@radiometro

Рубрика: Главные новости