В городе Чунцине, крупнейшем мегаполисе на юго-западе страны, уже в третий раз представили танцевальную драму «Сон в красном тереме» по мотивам одноимённого произведения Цао Сюэциня – великого писателя династии Цин. Спектакль был показан дважды, в течение двух дней, при полных залах. В чём успех свежей интерпретации китайской классики – разбирались мои коллеги.
С момента своей премьеры в 2021 году танцевальная драма «Сон в красном тереме» объездила 41 город и была показана почти 400 раз, собрав в сумме около 600-т тысяч зрителей. Музыкально-хореографический спектакль совместно поставили танцоры Ли Син и Ли Чао. Впервые постановка увидела свет в Чунцине в рамках конкурса на премию «Вэньхуа» в ходе 14-го Фестиваля искусств Китая. Сценическая работа демонстрирует высокий уровень исполнения и является примером того, как молодые создатели возвращают к жизни традиционную культуру на современном художественном языке.
Исполнитель роли Цзя Баоюя Ло Юйвэнь: «Всё действие разворачивается под покровом и внутри складной ширмы, что навеяно традиционной китайской эстетикой. Такая сценография воплощает театральные и литературные особенности, характерные для «Сна в красном тереме». Мы погружаемся в эту атмосферу, и я уверен, что этот персонаж имеет глубокое значение для китайцев. Он занимает особое место в сердце каждого».
Концентрация на эмоциях, а не на символах – так можно описать творческий метод художественных руководителей. Каждый миг на сцене насыщен чувствами, и это пример философии «меньше – значит больше» режиссёров Ли Сина и Ли Чао. Они отвергают поверхностные приёмы, стремясь к самой сути искусства.
Зрительница Цзюй Юаньюань: «Больше всего мне запомнился финальный поклон, когда все женщины сидели на высоких табуретах, свесив ноги. Табуреты были похожи скорее на надгробия, чем на стулья. В этой сцене была какая-то мимолётная красота и торжественность – она заставляет задуматься. Я также почувствовала себя очень везучей, что получила возможность посмотреть этот спектакль; мои друзья тоже хотели пойти, но, к сожалению, не смогли достать билеты, что было очень досадно».
Постановка не просто глубоко резонирует со зрителем, она цепко удерживает его внимание: некоторые поклонники приехали в театр аж из Сианя за сотни километров уже в седьмой раз, а самые преданные смотрели постановку десять, а то и двадцать раз! На одном из событий Молодёжной недели искусств Ли Син и Ли Чао подробно рассказывали о своём творческом превращении из танцоров в режиссёров.
Режиссёр и ведущий артист спектакля «Сон в красном тереме» Ли Син: «Позвольте мне провести аналогию. Первая встреча Бао-юя и Дай-юй – это мгновение, которое кажется вечностью, тот самый «взгляд, что длится тысячу лет». В литературе их встречу можно описать как взгляд, но на сцене они встречаются через диалог двух личностей. Словами это легко описать красиво – благодаря богатству языка, но чтобы воплотить это физически, нужна визуальная образность, которую зритель почувствует. Порой, чтобы разделить с партнёром определённую эмоцию или настроение, мы не проговариваем её, а показываем через игру, напрямую обращаясь к сердцу другого».
Директор спектакля «Сон в красном тереме» Ляо И: «Под руководством наших режиссёров в творческий и исполнительский процесс было вовлечено большое число артистов поколения 90-х и 2000-х. Мы не только адаптировали это литературное произведение для сцены, но и заново интерпретировали классический «Сон в красном тереме» с точки зрения молодых художников, используя их новаторские подходы для продолжения повествования. Эта современная интерпретация нашла отклик у сегодняшней публики и получила широкое признание».
Последний луч света гаснет, но лепестки над сценой всё ещё кружатся. Это одновременно конец представления и начало осуществления множества юных надежд. Провинция Сычуань и город Чунцин активно поддерживают творческие постановки молодых талантов. Благодаря философии «искусство озаряет жизнь» всё больше юных дарований выходят на сцену, сохраняя и освежая китайскую культуру. (Фото: VCG)


